Вечерняя Казань / № 117 (3683) / Медицина / Утренние страдания по предварительной записи

В очередь!

Утренние страдания по предварительной записи

Шестимесячную Настю из Высокогорского района мама подняла в половине пятого утра. На электричке, а затем на автобусе к семи часам привезла в поликлинику при ДРКБ. Отстояла очередь в регистратуру за талонами, хотя на прием была записана по телефону. Выстояла две очереди к неврологу - на прием и за заключением. Затем - к кардиологу. ЭКГ у малышки сняли в два часа дня, когда от усталости и недосыпа она орала благим матом. И сделали вывод: ребенок был возбужден, поэтому по ЭКГ нельзя судить о состоянии сердца, надо будет приехать еще раз для углубленного обследования. Тут за сердце схватилась не жаловавшаяся прежде на здоровье Настина мама...

Многочасовые очереди и детские истерики в коридорах консультационной поликлиники Детской республиканской клинической больницы - норма. Пациенты и их родители в очередях едят, спят... Добрые и воспитанные мамы, папы, бабушки и дедушки в таких условиях превращаются в озлобленных людей. Когда родная кровинушка часами вопит от усталости, становится не до жалости к чужим детям, и вот уже отец полуторагодовалого мальчишки грудью встает на пути у мамаши с грудничком, которой формально разрешено пройти без очереди: "Много тут вас таких... Нас тоже не пропускали!".

- Количество больных детей растет, а число узких специалистов на местах сокращается, - объяснила корреспонденту "ВК" причину бесконечных очередей в поликлинике ее заведующая Ирина Чигвинцева. - Мы работаем с двойной перегрузкой. Штат заполнен, пять лет назад у нас было два кардиолога, сейчас - четыре, то же и с неврологами, но каждый врач ежедневно принимает более 30 пациентов, хотя должен по нормативу принять максимум 18.

По словам Чигвинцевой, основная причина очередей - недостаточная квалификация или отсутствие нужных специалистов в центральных районных больницах. Там не хватает лор-врачей, кардиологов, неврологов, окулистов. Не едут на места специалисты - жить им там негде. К тому же прием детей и взрослых ведут одни и те же доктора, и они часто перестраховываются, посылают маленьких пациентов на консультацию в ДРКБ. И еще почему-то не используют оборудование, которое имеется в районных клиниках. К примеру, Настеньке электрокардиограмму должны были сделать дома, в спокойной обстановке, тогда и врачу в поликлинике ДРКБ было бы проще в ней разбираться, и в очереди на ЭКГ на одного пациента стало бы меньше.

- Прежде чем направлять ребенка в поликлинику ДРКБ, в районной больнице обязательно должны провести предварительное обследование, - говорит главный педиатр Минздрава РТ Гузель Яруллина. - А очереди... Мы этот вопрос пытаемся решить. Конечно, очереди есть не только в поликлинике ДРКБ, в некоторых клиниках они даже больше, но именно в этой поликлинике проявились и наши недоработки в организации работы с регионами, и нехватка врачей. Мы направляем на места информационные письма о том, что обследования необходимо максимально проводить на местах...

- Получается, нехватка врачей налицо, а у нас продолжается так называемая оптимизация, в результате которой в районах сокращают не только отдельных специалистов, но и целые отделения?

- Ну сокращаются-то маломощные отделения... Мы потихоньку сокращаем количество коек в детских отделениях, вернее, переводим эти койки в дневной... И, потом, это штаты - это уже вопрос не ко мне.

С вопросом о штатах Яруллина отослала было корреспондента "ВК" к руководству... ДРКБ, но потом спохватилась: "Хотя, конечно, вам там скажут, что штаты утверждает министерство". А министерство, как известно, сейчас штаты все больше сокращает - в русле "оптимизации".

Ну ладно, с очередями у кабинетов ясно. А в регистратуру-то с утра пораньше всем стоять зачем? И почему не ввести прием согласно предварительной записи, а выстраивать живую очередь у кабинета врача?

Завполиклиникой Ирина Чигвинцева говорит, что с утра пораньше родители везут детей на прием к врачу, так как автобусы из районов в Казань приходят утром, назад отправляются в обед. Поздно из больницы выйдешь - домой не уедешь, так что родители с обеда домой начинают спешить, хотя в поликлинике есть специалисты, ведущие прием в две смены. А при предварительной записи, которую по телефону зачастую оформляют родственники или знакомые родителей, сотрудникам регистратуры редко сообщают номер медицинского страхового полиса и свидетельства о рождении ребенка, а они необходимы, чтобы заполнить карточку и обеспечить оплату работы медиков страховщиками. Еще очень подолгу приходится искать карточки пациентов, которые уже бывали на приеме в ДРКБ - картотека-то огромная... А кадров не хватает - за мизерную зарплату в регистраторы работать никто не идет. И хотя тех, кто записался по телефону заранее, и тех, кто не записался, полагается обслуживать в отдельных окошках регистратуры, на деле - на всех про всех зачастую всего один регистратор.

- При приеме по предварительной записи в очереди дети в поликлинике ДРКБ не стоят, - заявила Гузель Яруллина, а потом поправилась. - Не должны стоять... А еще должен быть организован двухсменный прием. В поликлинике есть пансионат, провести ночь в нем стоит чуть больше ста рублей. И не надо торопиться на автобус...

Корреспондент "ВК" решила сама удостовериться, что рецепт ликвидации очередей так прост. Позвонила в регистратуру поликлиники. Но информацию о том, что если при записи по телефону сообщить данные страховки, свидетельства о рождении, то не обязательно приезжать в поликлинику с утра, и о том, что при ней есть недорогой пансионат, из регистраторов пришлось буквально вытягивать.

Инна СЕРОВА