Вечерняя Казань / № 122 (3688) / Культура / Красоту из золотых нитей увидим в Кремле

Выставки

Красоту из золотых нитей увидим в Кремле

"Мерцающее золото узора" - так называется персональная выставка Луизы Фасхутдиновой, которая откроется 1 августа в музейно-мемориальном комплексе "История государственности татар и РТ" Казанского кремля.

Луиза Фасхутдинова - выпускница КГУ и Казанского художественного училища. Технике восточной золотной вышивки обучалась в Бухаре. В своем творчестве она продолжает древние традиции знаменитого татарского золотного шитья. Ее работы экспонировались на Всемирном фестивале исламского искусства в Пакистане, на международных салонах в Пуатье (Франция) и Москве... В 2002 году именно ей доверили изготовить штандарт президента РТ.

Известно, что золотное шитье у татар широко распространилось в конце XVIII века. Для вышивки золотом использовали лучшие сорта однотонных восточных тканей: тончайшей выделки бархат и велюр (на хлопковой или шелковой основе), реже - шелк, парчу, тафту. В золотошвейном деле использовались металлические нити, плотно навитые на бумажную или нитяную основу, применялась канитель - это тонкая золоченая или серебряная проволока, скрученная в виде спирали. В наиболее выразительных деталях вышивки имела место скрученная в пружину плоская металлическая нить - трунцал. В качестве дополнительного декоративного материала применялись блестки, бисер, жемчуг, стеклярус, позумент, бахрома, кисти, витые металлические спирали, ювелирные поделки...

Специалисты считают, что большинство технологических приемов в татарском шитье аналогичны традициям русского золотошвейного искусства (лишь по-разному обозначались виды и приемы шитья), тем не менее отрицать самобытность и оригинальность татарской вышивки нельзя. Потому что существуют присущие только татарскому золотному шитью сочетания технических и стилевых приемов.

Заметное влияние на стилистику вышитых композиций оказал ислам. Любопытно, что запрет на сюжетные изображения не смог искоренить их полностью, они сохранились в завуалированном виде, преобразуясь в загадочные символы и чисто декоративные элементы. К примеру, "птички счастья" - излюбленный мотив татарских вышивальщиц - нередко украшали бархатные калфачки казанских татарок. А в узорах знаменитых казанских полотенец встречаются завуалированные изображения коней, всадников, парных голубей, уточек, драконов, которые утопают в цветочно-растительных узорах, преобразуясь в новые загадочные формы.

Загадочные формы - характерная деталь и для произведений Луизы Фасхутдиновой. В ее миниатюрах искрятся тонкими золотыми нитями-линиями минареты мечетей, полумесяцы, сказочные корабли, звезды, арабская вязь цитат из Корана... Есть и шамаили - религиозные знаки, основанные на искусстве арабской каллиграфии, оформленные в виде станковой картины. Кстати, Фасхутдинова - автор ряда вышитых шамаилей.

Айя СУЛТАНОВА