Вечерняя Казань / № 125 (3691) / Образование / Вузы рапортуют: "Недобора нет!"

Поступательное движение

Вузы рапортуют: "Недобора нет!"

Приемные комиссии вузов на время превратились в пункты обмена. Именно сейчас тысячи абитуриентов, подававших заявления сразу в несколько учебных заведений и прошедших по конкурсу, должны сделать выбор - где они будут учиться. То есть заменить копию своего школьного аттестата на оригинал.

Еще в конце учебного года министр образования и науки РТ Наиль Валеев предрекал университетам, академиям и институтам дефицит абитуриентов в количестве 10 - 15 тысяч человек. "Не сбылось!" - бодро рапортуют сейчас представители ведущих вузов. Хотя окончательные итоги приемной кампании будут подведены лишь осенью.

- Мы вообще не почувствовали демографического спада и сокращения выпускников в школах - конкурс в среднем составил 6,5 человека на место, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии КГУ Сергей Ионенко. - Практика показывает, к нам поступал каждый шестой школьник, все сильные ребята с высокими результатами ЕГЭ нацелены на Москву и наш вуз.

В КГУ в этом году поступали 2,5 тысячи медалистов - ровно столько, сколько бюджетных мест в этом вузе. Правда, конкурировали отличники не столько со слабыми ребятами, сколько друг с другом - на экономфаке за места "бились" 700 медалистов.

Ноу-хау Казанского университета - работа с абитуриентами в режиме онлайн. Вместо ежедневного мониторинга бумажных сводок о конкурсе, проходном балле, работе приемной комиссии в коридорах вуза ребята даже из отдаленных районов могли узнать о своих шансах на зачисление, зайдя в Интернет. Причем для обеспечения права на защиту информации зайти на "свою" страничку можно было лишь после ввода паспортных данных.

По словам Сергея Ионенко, резко сократилось число звонков и посетителей с вопросами, зато в день на сайт заходили по 30 - 40 тысяч пользователей.

В Казанском технологическом университете посчитали - реальный конкурс в вуз в этом году составил 1,33 человека на место, тогда как в конкурсе заявлений, где участвовали не люди, а копии аттестатов, цифра зашкаливала за 15. Причем треть всего приема - это медалисты и льготники, а еще треть - участники так называемой контрактно-целевой подготовки по заказу местных органов управления. Что интересно, у глав районов есть право направлять своих кандидатов, однако и "целевые" абитуриенты участвуют в конкурсе результатов ЕГЭ.

- Надеемся, что и в будущем году недобора не будет. Но все зависит от того, как будут о высшем образовании говорить, а то ведь нас вообще в грязь втоптали! - считает проректор КГТУ Ильнур Абдуллин. - Почему так относятся в нашей стране? К примеру, в Казахстане, Кыргызстане и Туркменистане российские дипломы очень высоко ценятся.

А дипломы КГМУ высоко ценятся даже в Малайзии. В этом году оттуда ждут первую партию абитуриентов на коммерческое отделение. Российских на бюджетное уже набрали. На 460 мест претендовали 1300 ребят.

- Кризис нас стороной не обошел, но это сказывается не на количестве, а на качестве - уровень абитуриентов пока выше не становится, - отмечает проректор по учебной работе КГМУ Алексей Созинов.

В аграрном университете по сравнению с прошлым годом вообще поставили рекорд: за счет агиткомандировок по деревням и селам смогли добиться увеличения числа поступающих почти в два раза.

- Сельское население не так уж стремится в город ехать, пришлось убеждать, в итоге создали хороший задел и на будущий год, на селе ведь демографическая ситуация более благополучная, - говорит ответственный секретарь приемной комиссии Нияз Миннуллин. - Лишь бы депутаты все не испортили, а то ведь знаете как у нас - примут в марте-апреле какой-нибудь новый закон, к примеру, отменят ЕГЭ, и опять всю систему работы менять нужно!

Ректора Казанской консерватории Рубина Абдуллина беспокоит не выполнение плана приема, а внедрение современных экономических методов и поиск механизмов оптимизации. К примеру, самый высокий конкурс в консерватории традиционно среди вокалистов, и любой коммерсант предложил бы - половину отделений закрыть, открыть платные вокальные. Но с искусством так нельзя, считает Рубин Абдуллин:

- В партитуре - 24 строчки, и мы должны всю ее заполнить. Будем вычислять, какой специалист нужнее, и уже через пять лет нехватку музыкантов почувствуют и наш оркестр, и столичные музыкальные коллективы. Еще один тревожный момент - рушится система профессионального образования: музыкальные школы учат ребят до седьмого класса, а в музыкальные училища их по новому закону берут лишь после девятого. А что ребятам два года делать? Они за это время и навыки, и интерес к профессии частично теряют.

Особенностью приема-2008 стали новые требования Рособрнадзора, призванные обеспечить большую прозрачность в работе вузов. К 1 июля каждому учебному заведению полагалось определить и вывесить четкие проходные баллы для медалистов и инвалидов. Затем - за 3 - 4 дня до окончания приема заявлений - опубликовать в Сети списки рекомендованных к поступлению (проходящих по баллам) и резервистов (на случай, если первые не принесут оригинал аттестата). На "отлично" этот экзамен на прозрачность сдали от силы два вуза.

Ирина ПЛОТНИКОВА