Вечерняя Казань / № 127 (3693) / Горячие материалы / Нематеринский инстинкт

Ужасы нашего городка

Нематеринский инстинкт

"Характер травм, которые получают младенцы, говорит о том, что ими прикрывались от ударов..."

Двухмесячную Лерочку "скорая" привезла в ДРКБ вечером 3 августа. Ее доставили сюда с двухсторонним переломом теменных костей с прогулки. А травму, чудом не ставшую смертельной, ей нанес ногой во дворе дома биологический отец (отношения с Лерочкиной матерью у мужчины не узаконены). Вопрос "Как он мог?" в данной ситуации чисто риторический. Смог - этим все сказано. А вот как это допустила мать девочки?

Врачам Детской республиканской клинической больницы в последнее время все чаще приходится спасать детей, которых матери в семейных драках используют в качестве живого щита.

- Это ужас - грудные дети поступают после семейных ссор с явными следами побоев, ранениями, - начмед ДРКБ Дамира Галеева спокойно говорить на эту тему не может. - Только за последний месяц - это уже второй случай, неделей раньше в больницу доставили двухмесячную Диану с порезом кисти.

Истории Леры и Дианы - разные. Леру пьяный изверг ударил в присутствии свидетелей во дворе пятиэтажки в Московском районе. Подравшихся родителей малышки с места происшествия забрала милиция. Как сообщили корреспонденту "ВК" в УВД Казани, в отношении мужчины заведено уголовное дело по статье, предусматривающей ответственность за умышленное причинение тяжких телесных повреждений. А в отношении матери ребенка сотрудниками инспекции по делам несовершеннолетних проводится проверка, по итогам которой суд вполне может лишить женщину родительских прав. Тогда девочку, скорее всего, будет воспитывать бабушка - она очень хочет, чтобы Лерочка росла в родной семье...

Бабушка сейчас в больнице, не отходит от внучки. На вопрос, почему с малышкой случилась беда, ответила корреспонденту "ВК" с обезоруживающей простотой: "Потому что бабушки рядом не было". Сказала, что 27-летний "зять" часто и шумно ссорился с ее 20-летней дочкой. Женщина верит, что мама Лерочки не прикрывалась ею, а, напротив, закрывала девочку от ударов. Как все было на самом деле, предстоит разобраться следствию.

Ровесницу Леры Диану машина скорой помощи привезла в больницу в ночь на 28 июля из Вахитовского района. Крохотная ладошка ребенка была глубоко располосована чем-то острым. Мать клялась, что порез - от осколка чашки, за который неожиданно ухватилась кроха. Где-нибудь в США полицейские назначили бы десяток экспертиз, сто раз проверили слова женщины. Но не у нас - в России, чтобы закрыть глаза на такой случай, правоохранительным органам достаточно "отказной" бумаги, подписанной рукой матери.

- Мы не эксперты и ничего не можем утверждать, но разницу между порезом от осколка и порезом от плоского острого металлического предмета хирург все-таки видит, - заметил, рассказывая корреспонденту газеты о случае с Дианой, заместитель главврача ДРКБ по хирургии Денис Петрушенко. - К тому же странно, что двухмесячный ребенок (в этом возрасте дети самостоятельно даже переворачиваться не могут и дотянуться могут только до тех предметов, которые попали в кроватку. - И.С.) смог достать разбитую чашку да еще сжать ее так сильно, что порезался. Мы сообщили о травме в милицию. Но в отличие от происшествия с Лерочкой тут сотрудники правоохранительных органов никаких мер принять не могут - говорят, раз нет заявления от матери о том, что кто-то нанес ребенку телесные повреждения, то и законных оснований расследовать происшествие нет.

После звонка в пресс-службу УВД Казани корреспонденту "ВК" сообщили, что проверку в отношении матери Дианы все-таки проведут. Значит, найти основания для расследования такого ЧП можно, даже если мать дала слово, что никто ребенку травм не наносил?

- От насилия все чаще страдают очень маленькие дети - до полутора лет. В течение года таких случаев у нас в ДРКБ бывает несколько, в июле, к примеру, к нам поступил четырехмесячный малыш со ссадинами, ушибами и переломом бедренных костей, - говорит Денис Петрушенко. - Чаще всего травмы причиняют мужчины - мужья, сожители матерей. Дети об этом рассказать не могут. Но вот вопрос: почему женщины молчат об этом, покрывают их?

Первое и естественное движение матери - прикрыть, защитить, хотя бы и ценой собственной жизни, ребенка, если ему грозит опасность. Но доктора утверждают, что характер травм, которые получают в семейных драках младенцы, говорит о том, что матери, напротив, прикрывались их телами от удара или ножа. Да как же это?

Петрушенко склонен связывать такое поведение женщин с... государственной политикой. Мол, она сегодня свелась к материальному поощрению, к стимуляции роста рождаемости, так сказать, через кошелек. Но материальные меры без морально-нравственной подготовки будущих родителей провоцируют появление на свет, по сути, нежеланных детей:

- У нас уже были случаи, когда люди, родившие второго ребенка, отказывались от него прямо в роддоме, когда узнавали, что 250 тысяч рублей им тут же в кассе наличными не отсчитают. А кто-то ребенка оставляет себе, но не заботится о нем по-настоящему. Беда в том, что рожать детей начали люди, мягко говоря, не слишком образованные и не самой высокой нравственности.

- А закон таких маленьких детей у нас от произвола родителей не защищает, - говорит Дамира Галеева. - И вот результат: мы спасаем, лечим, а они поступают с травмами снова и снова...

Инна СЕРОВА