Вечерняя Казань / № 131 (3697) / Горячие материалы / Возраст Челнов определят по внешнему виду женщин. Средневековых

Снова тысяча?

Возраст Челнов определят по внешнему виду женщин. Средневековых

Набережные Челны, получившие официальный статус города в 1930 году, готовы к тому, чтобы получить его вновь. Точнее - встарь: ученые вплотную приступили к формированию комплекса доказательств того, что не какое-нибудь поселение, а самый настоящий город здесь был еще в раннем средневековье. А в каком именно веке - это уже вскрытие покажет. Кстати, археологи к работе уже приступили.

На прошлой неделе заключен договор между муниципальными властями и Институтом истории АН РТ, сообщил "ВК" директор института Рафаиль Хакимов. Работы, вероятно, продлятся два-три года. Так что не исключено, что свой официальный 80-летний "городской" юбилей Челны встретят уже тысячелетними...

- Ну, тысячелетие - это просто стереотип восприятия: раз у нас начали копать, значит, миллениум будет... На самом деле мы ищем не тысячелетие, а время основания! - Рафаиль Хакимов не советует на этот раз искать в исторических раскопках политической конъюнктуры. - Инициатива исходила из Челнов, им важна история города, а мы что найдем, то и напишем. 700 так 700, а насчет тысячи - не знаю...

Сейчас, анализируя письменные источники и данные прежних археологических разведок, уже есть основания считать, что город на месте Челнов был еще в XII - XIII вв., уверен директор Института истории АН РТ. Правда, первое письменное сообщение современника об основании Челнов датируется 1626 годом. Упоминание, что это событие произошло в 1172 году, есть в своде булгарских летописей, но эта информация, по традиционной источниковедческой табели о рангах, обладает меньшей ценностью, поскольку запись о событии сделана "задним числом": эти летописи написаны в XVII веке.

- Навскидку, Челны - город булгарского периода. Но нужно два-три года исследований, чтобы выяснить, какого именно века, - прогнозирует Рафаиль Хакимов. - Он старый, но что тысячелетний - нет, этого мы не можем говорить. Пока ощущение, что семьсот-то лет ему есть - вот оно присутствует. Тут я рассуждаю еще как политик: место уж больно хорошее, ну не может быть, чтобы на таком месте издревле не стоял город!

О подобной магии места, помнится, высказывался как политик и Минтимер Шаймиев на торжествах в честь 1000-летия Елабуги: "Любой, придя на это место, скажет: я здесь останусь, буду владеть этим и не отдам это место!". О том же, очевидно, вспоминает и Рафаиль Хакимов, присутствовавший на этих торжествах не только как один из ученых - "открывателей" этого юбилея, но и в тогдашнем качестве президентского советника по политическим вопросам:

- Помните, как открывали там памятник на Чертовом городище? Я ведь был единственным, кто настаивал, что не просто конная статуя должна быть, а на памятнике должно быть имя булгарского эмира Ибрагима I бен Мухаммеда. Есть данные, что он как раз правил Булгарией в это время... Все другие говорили: "Ну, допустим, правил, но что конкретно этот город основал - какие доказательства?..". Мой последний аргумент был такой: "Минтимер Шарипович, представьте, что в Татарстане закладывают город, а вы к этому не имеете отношения...".

Вот так, наглядно продемонстрировав, что при наложении друг на друга раннефеодальная и современная вертикали власти совпадают практически идеально, опытный политик Рафаиль Хакимов добился-таки признания исторического вклада эмира Ибрагима I бен Мухаммеда в 1000-летие Елабуги...

Появится ли и у Челнов свой персонифицированный эмир-основатель, а если появится, то какой именно - это татарстанской науке пока не известно, поскольку еще непонятно, в каком веке придется искать кандидатуру человека и монумента. Но ведь была бы крепость со всеми геополитическими удобствами, а эмир в нашем историческом хозяйстве всегда отыщется.

- Что крепость на территории нынешних Челнов была - я не сомневаюсь, - говорит Рафаиль Хакимов. - Но есть некоторые сомнения в том, что ее можно будет найти.

Эти сомнения понятны: искать-то надо не в чистом поле. После эмиров здесь еще много кто строил, и все - по живому, а теперь надо копать по живому, культурный слой за культурным слоем, каждый из которых соответствует определенному историческому периоду. И так пробиваться до самого "материка" - слоя, в котором уже ничего культурного, если уж мы согласились считать следы человеческой жизнедеятельности культурой... А ведь, между нами говоря, в наших городах фундамент обычной просевшей пятиэтажки с виду легко тянет на средневековую руину - поди пойми, археологический ли это памятник или памятник героическим трудам местного ЖЭКа...

Впрочем, обнадеживает директор Института истории, "методика отработана на X - XI век, по некоторым вещам можем сразу говорить, что тогда-то здесь уже был город".

Особенная историческая ответственность в этом смысле, как и обычно, лежит на женщинах. Средневековых.

Мужская уверенность, что женщины с древних времен нисколько не изменились, широко распространена среди представителей всех профессий, но лишь археологи поставили эту версию на службу науке. Они считают так: если женщины, проживавшие в некой точке земного шара, в какой-то незапамятный момент - без сомнения, исторический! - принимаются увешивать себя дорогостоящими цацками, то это не просто так, а доказательство наличия "светской жизни", а какая может быть "светская жизнь" в отсутствие огней большого города!.. Ведь довод: "Милый, мне совершенно не в чем показаться перед подругами" в условиях первобытного хозяйства ни одной даме даже в голову не придет (во всяком случае, так считают мужчины). Так что если в культурном слое определенного времени находятся не совсем уж доморощенные женские украшения - значит, был город, говорит Рафаиль Хакимов:

- В международной практике уже принято: если бусинки нашел - все, это сто процентов город! Кстати, стеклянные бусины производили в Булгаре, это для X - XI века была "высокая технология", всего несколько центров в мире было в те века, где они производились. В Германии каталогизировали булгарские бусинки, в Дании их находят - викинги туда возили... Думаю, и в Челнах их найдем.

"Монету искать не будем, - обещает он, похоже, припоминая "ВК" публикации периода обретения 1000-летия Казани, когда даже и историки простодушно дивились, как редкостно удачно нахождение чешской монеты Х века совпало с политическим запросом на миллениум. - Вот только бусинки найти - и все...".

После исследований в Челнах Институт истории готов приняться за Чистополь. Задержка, собственно, только за финансированием. "Пока денег нет у них, - объясняет Рафаиль Хакимов, - а бесплатно мы не работаем". Челнинский же муниципалитет выделил на этот год 900 тыс. рублей.

Фото www.photodreamstudio.ru.

Марина ЮДКЕВИЧ