Вечерняя Казань / № 141 (3707) / Проблемы экологии / Было озеро настоящее, а станет - подвальное

Кругом вода

Было озеро настоящее, а станет - подвальное

Недавно после некоторого перерыва, объясняющегося то ли охранительными усилиями экологов, то ли, что вернее, нестабильностью на строительном рынке, Марьино озеро, что возле Ново-Савиновской райадминистрации Казани, снова принялись засыпать. Сначала его засыпали под строительство дома, теперь - под "благоустройство территории", прилегающей к этому строящемуся дому.

За последние пять лет озеро Марьино, оно же - номер 422 в Государственном водном кадастре России, стало убедительным доказательством известного постулата, что все течет, но ничего не меняется. За это время оно успело на бумаге превратиться из воды в землю и частично быть проданным, а частично - сданным в аренду как земельный участок; затем озеро начали засыпать под строительство дома с офисами; затем, после включения в этот федеральный кадастр, Марьино было реабилитировано как объект все-таки водный... Но ничего не изменилось: озеро продолжают засыпать.

То есть по закону-то сровнять водный объект, да еще и внесенный в федеральный кадастр, с землей нельзя, напоминает профессор кафедры прикладной экологии КГУ Нафиса Мингазова. Но ведь это он по видимости водный да еще по кадастру, а кто в него, в кадастр, смотрит, кроме экологов!.. А по договорам купли-продажи и аренды, по которым части Марьина озера отошли из муниципальной собственности к ЗАО "Вектр" под застройку, это обычный земельный участок - никакое озеро там не фигурирует вовсе. Так что, ровняя Марьино с землей, застройщик, можно сказать, лишь приводит реальность в соответствие Бумаге - вот в чем фокус в данном случае. Впрочем, и не только в данном.

- Корень проблемы в том, что казанские власти продавали водные объекты под видом земельных участков, - объясняет Нафиса Мингазова. - Водное законодательство при этом не учитывалось, а покупатели становились заложниками этой ситуации.

"Не думаю, что руководство города заинтересовано в уничтожении природы", - говорит она. Профессор Мингазова полагает, что заложниками являются и власти города - ведь они должны были полагаться на профессионалов из согласующих органов, в частности, Минэкологии РТ, а те "годами давали "добро" на продажу водных объектов".

Почитатели единовластия (оно нынче в моде) могут считать, что Марьину еще повезло: его хоть частично и продали, но все-таки лишь одной фирме и в общем-то под один объект. А то вот озеро на пересечении улиц Декабристов и Вахитова пошло в реализацию частями: часть - как земельный участок под заведение "Макдоналдс", другая - другому застройщику как земельный участок под автосалон...

- Коллеги из других городов завидуют, - говорит научный сотрудник Института экологии природных систем АН РТ Ренат Замалетдинов, - что у нас в Казани столько водоемов.

Беда этих водоемов в том, что хоть места они занимают и немного (всего в Казани около двух сотен озер, но площадь всех "малышей" вроде Марьина вместе взятых меньше площади одного Среднего Кабана), но уж больно привлекательны эти места. И беда, что привлекательны они не только для любителей природы, но и для ценителей точечной застройки...

А еще беда - закон Архимеда. Архимедов-то закон как раз в отличие от Водного кодекса действует неукоснительно, и вот результат: ежели подземным водам не дать изливаться в озера, то они будут просачиваться в подвалы домов, выстроенных на месте озер, а также и во все окрестные. Как раз в Ново-Савиновском районе наибольшее количество естественных выходов грунтовых вод на поверхность, замечает Ренат Замалетдинов, а подвалы домов в этом районе вы видели?.. Так вот то, что там плещется, - и есть результат "благоустройства" путем засыпки озер.

- На Четаева было озеро больше 2 гектаров, - приводит пример Нафиса Мингазова. - Власти объявили: на его месте будет сквер с благоустройством водоема. Спустя время смотрим: появились школа, автостоянка, а от озера оставлена восьмая часть, и водоем стоит грязный, весь заиленный - он был этим благоустройством разрушен. А вода, которая раньше питала озеро? Она пойдет в подвал школы.

Марина ЮДКЕВИЧ