Вечерняя Казань / № 145 (3711) / Медицина / Ребенок умер, но виноватых нет

Заключение минздрава

Ребенок умер, но виноватых нет

"Экспертная комиссия не обнаружила ошибок в действиях врачей", - заявила "ВК" заместитель министра здравоохранения РТ Руфина Голубева, комментируя подписанное вчера заключение минздрава по факту смерти трехлетнего пациента. Напомним, ребенок скончался 30 июня в ДРКБ, когда его готовили к операции по обрезанию.

Как уже сообщала "ВК", Рифат Зарипов из села Новые Салманы Алькеевского района проходил лечение вместе со своим братом-близнецом Ильфатом. А перед выпиской мама попросила врачей, чтобы сыновьям, по мусульманскому обычаю, удалили крайнюю плоть. Эту операцию в ДРКБ освоили давно, и раньше сложностей не возникало.

В тот день первым из близнецов оперировали Ильфата, все прошло гладко. А у Рифата сразу после введения наркоза резко упало давление, он перестал дышать, и врачи зафиксировали остановку сердца. Два с лишним часа мальчика пытались откачать, но не смогли.

- У ребенка имела место индивидуальная непереносимость лекарственных средств, применяемых при наркозе. Фоном развития неблагоприятной реакции стала скрыто протекающая недостаточность надпочечников, которая не могла быть диагностирована при жизни, - говорит Руфина Голубева. - Общее обследование, которое мальчик прошел перед операцией, никаких отклонений не показало.

- Неужели ничего нельзя было сделать?

- К сожалению, любое медицинское вмешательство несет риск развития осложнений, которые не всегда можно предотвратить.

По словам врачей, именно надпочечники, вырабатывая особые гормоны, поддерживают нас в любой стрессовой ситуации. А для детского организма само погружение в наркоз, "выключение" сознания, является серьезным стрессом. С этим надпочечники Рифата просто не справились - отказали. Описание подобных случаев приглашенные эксперты обнаружили, изучив иностранную литературу. Речь шла о единичных фактах летального исхода в клиниках США и Европы.

Спасти ребенка помешало отсутствие информации. Если бы при общем обследовании у врачей возникло хотя бы малейшее подозрение на наличие у пациента патологии этих органов и была проведена более детальная проверка, ребенок мог остаться жив. Правда, врачи не исключают, что смертельной для мальчика могла стать другая стрессовая ситуация. Но с той же вероятностью предполагают, что состояние надпочечников могло приблизиться к норме и Рифат мог дожить до зрелого возраста.

По словам заместителя министра, в состав экспертной комиссии не включили ни одного из сотрудников Детской республиканской клинической больницы. Зато пригласили заведующих кафедрами медуниверситета и ведущих специалистов в области педиатрии, аллергологии, анестезиологии, хирургии и реанимации. Вместе они изучили заключение судмедэкспертизы, историю болезни и действия, предпринятые врачами ДРКБ.

Экспертов попросили ответить: были ли допущены ошибки в ходе лечения и подготовки к операции данного больного, и все ли было сделано для его спасения? В официальном заключении Минздрава РТ говорится, что ошибок в работе коллег эксперты не обнаружили. Теперь слово за сотрудниками Центрального межрайонного отдела следственного управления, им предстоит проанализировать заключение Минздрава и решить - будет ли возбуждено уголовное дело по факту смерти Рифата.

Ирина ПЛОТНИКОВА