Вечерняя Казань / № 150 (3716) / Горячие материалы / В Елабужском районе запретили продавать мед

Сладкая трагедия

В Елабужском районе запретили продавать мед

Уголовное дело по факту массовой гибели пчел в Елабужском районе возбудили сотрудники Волжского природоохранного следственного управления. Установлено, что смерть насекомых наступила в результате распыления на рапсовых полях ООО СХП "Рубин" высокотоксичного вещества - фосфамида. Сумма ущерба, по предварительным подсчетам, превысила 2,4 миллиона рублей.

В уголовном деле фигурируют 18 пострадавших пасек близ населенных пунктов Морты, Армалы и Мурзиха. Сами пчеловоды утверждают, что пострадавших в два-три раза больше, просто не все владельцы пасек написали заявления в прокуратуру, потому что не верят в торжество справедливости. 52-летний пасечник Марат Каримов из села Морты говорит, что операцию "Ликвидация" работники сельхозпредприятия проводили в два этапа - 23 и 24 июля:

- Я увидел, что пчелы неадекватно себя ведут - вместо того чтобы залетать и вылетать, они ползают по всему улью, а перед каждым домиком - литра по два мертвых пчел лежит, а еще на дороге и в воде - там возле плотины, где наши дети купаются. У моей 15-летней дочки потом два дня голова болела. Это же опаснейший яд! И такое наплевательское отношение!

На языке следствия наплевательское отношение называется грубейшим нарушением санитарных норм. Во-первых, при проведении опрыскивания пестицидами, сельхозработники обязаны были предупредить пасечников, чтобы те держали ульи закрытыми и не выпускали пчел, во-вторых, применять высокотоксичные препараты разрешается не ближе пяти километров от населенных пунктов, а в данном случае дистанция была в пять раз короче.

- У нас не только пчелы пострадали, моя соседка Нафиса Губайдуллина, пока эти гады поля не опрыскали, сама ведра с водой таскала, а 23 - 24 июля слегла, давление поднялось, и вот на прошлой неделе ее схоронили, - рассказывает еще один пострадавший пасечник Фагиль Фатыхов. - Это полная вакханалия, но поскольку соучредителем предприятия является один известный банк и управляющий прикрывается именем депутата Госдумы - кстати, тезки погибшей пенсионерки, - наши санитарные и ветеринарные службы не стали брать пробы воздуха и воды.

К счастью для пасечников, головной офис Волжского природоохранного следственного управления (ВПСУ) находится в Твери, так что дело получило должную оценку и огласку. Оказывается, только в этом году следователи ВПСУ по факту замора пчел посадили на скамью подсудимых главного агронома одного из предприятий Рязанской области.

- По елабужскому делу доказательств вредного воздействия препарата на людей у нас нет, предварительный ущерб оценивается в 2,4 млн рублей, рассчитываем завершить дело в течение трех месяцев, и виновные предстанут перед судом, - сообщил "ВК" следователь Шестого межрайонного отдела Волжского природоохранного следственного управления Андрей Фардинов.

Как стало известно "ВК", управляющий ООО СХП "Рубин" Фоат Кашапов в своих объяснениях по факту случившегося факт распыления отравы признал. А вот разрешение на проведение подобных работ и лицензию на ядохимикаты предъявить не смог. Кстати, кроме пчел на пасеках пострадали и дикие насекомые, опылявшие рапсовые поля.

После анализа содержимого ульев, начальник Елабужского ветобъединения Иван Курицин наложил запрет на реализацию меда с пасек в Мортах, Армалах и Мурзихе. В нем тоже было найдено опасное для здоровья человека вещество. В итоге тонны собранного меда обернулись для сельчан гигантскими убытками. И есть основание полагать, что потери будут расти: отведавшие отраву пчелы могут не пережить зиму.

- Я сама, пока собирала эти вещдоки, так токсином надышалась, что десять дней в больнице лежала, - вспоминает госинспектор по пчеловодству Елабужского района Раиса Трофимова. - Думаю, если бы мы все пострадавшие хозяйства успели актировать, то ущерб составил бы больше 10 миллионов рублей. Ведь у нас в Мортах через двор пчел держали - где один-два улья, где сотню. Теперь вот - на грани разорения. А пчелы лежат на земле, гниют...

Первоначально проверку по факту сельскохозяйственного вандализма проводила Прокуратура Елабуги, позже материалы были переданы в Шестой межрайонный природоохранный следственный отдел СК при Прокуратуре РФ. 3 сентября было возбуждено уголовное дело по ст. 247 ч. 2 УК РФ (использование и иное обращение химических веществ с нарушением установленных правил, повлекшее массовую гибель животных). Максимальное наказание по этой статье - 5 лет лишения свободы. Но пока обвинение никому не предъявлено.

Ирина ПЛОТНИКОВА