Вечерняя Казань / № 159 (3725) / Горячие материалы / В общем, все умерли

Премьера

В общем, все умерли

Вчера в театре имени Мусы Джалиля балетная труппа показала премьеру - "Спартак" Арама Хачатуряна и Георгия Ковтуна. Корреспонденты "ВК" побывали на генеральной сдаче спектакля, о котором еще с прошлого сезона говорили как о балете, подобных которому на сцене Татарского оперного еще было.

Действительно, сценическая фантазия Ковтуна по мотивам античных мифов и хроник Древнего Рима получилась не ободряющей пощечиной вкусу ценителей безмятежной балетной классики, а настоящим ударом под дых. Еще никогда на сцене не находилось одновременно такого количества артистов (свыше ста), еще ни разу в балете так много и громко не пели. Дирижер Владимир Рылов переложил на музыку Хачатуряна тексты античных авторов, их исполняет хор. А главное - впервые, пожалуй, по окончании трехчасового представления не только танцовщики, но и зрители почувствовали себя буквально раздавленными.

Ковтуновский "Спартак" - агрессивная визуальная атака. Сквозь клубы дыма на сцене зрители "считывают информацию" не только с хореографическо-акробатического текста в исполнении постоянно меняющих наряды артистов и движущихся декораций. На задник сцены периодически проецируются видеокартины: вот медленно движется иллюстрирующая мифологический сюжет о Ромуле и Реме Капитолийская волчица, потом художественно "размывается" и превращается в огромный портрет артистки, исполняющей в балете мать-волчицу...

Самое простое в этом "Спартаке" - сюжет. Два брата, вскормленные волчицей Спартак и Красс, превращаются в соперников, влюбившись в девушку Клавдию. Любовный треугольник пытается сломать Красс: он избавляется от брата, отдав его в школу гладиаторов. Важный момент: девушка Клавдия любит не Красса, а Спартака, а по Крассу безответно сохнет другая красавица - подруга детства Ливия...

Герои античного Рима в балете Ковтуна лихо крутят колесо, прыгают на руках, сложносочиненно кувыркаются. Цирковые трюки гармонично вливаются в классическую основу спектакля, требующую и выворотности ног, и большого шага, и вращений, и прыжков, и устойчивости на пуанте... Однако не кристальная чистота академической техники, фактурность тел и графичность кантиленных поз - главная фишка исполнителей балета. Они берут сумасшедшим темпом и шквальным темпераментом. Кстати, о темпераменте. Во время сдачи спектакля в сцене одного из гладиаторских боев вылетел из рук воина и рухнул в оркестровую яму железный меч. Судя по тому, что охнули только зрители, ни музыканты, ни их дорогущие инструменты, слава богу, не пострадали...

Гладиаторские бои, не считая отменной сценографии Андрея Злобина и колоритных костюмов Анны Ипатьевой, - это самое зрелищное в спектакле. Лихо, но выверенно "мочат" друг друга и мужчины, и женщины. Представительницы слабого пола сами вылетают на бой из-за кулис, представителей сильного вывозят на импровизированную арену в ширмах-клетках. Но эффектно не только "клеточное" дефиле. Запоминается расправа с ранеными гладиаторами: люди в громоздких меховых шапках-масках то ли медведя, то ли бобра цепляют тела рухнувших воинов огромными крюками и увозят их с арены боя. Кровожадное настроение людей в масках усиливает толпа римлян, наблюдающая за турниром из высокой ложи. Эта массовка аплодирует, поет, улюлюкает и даже "делает волну", как современные болельщики на стадионе.

Странно, что уступила боевым эпизодам спектакля сцена с гетерами, развращающими, согласно либретто, армию Спартака. Развратом там и не пахнет, а камасутрических непристойностей в танце полуголых прелестниц не больше, чем в производственной гимнастике каких-нибудь офис-менеджеров.

Самое прекрасное в балете Ковтуна, на мой взгляд, это финальная картина спектакля. После того как Спартак и Красс убивают друг друга, телегу с их трупами катят по затемненной сцене убитые горем мать-волчица и Клавдия. В какой-то момент загораются лучи кровавого света, освещая застывшую толпу вооруженных воинов. Их так много, что они заполняют весь задний план неожиданно гигантской сцены. Как в замедленной съемке, они вдруг начинают падать. Когда к ним подъезжает телега с телами Спартака и Красса, сцена превращается в гору трупов...

Айсылу КАДЫРОВА