Вечерняя Казань / № 165 (3731) / Горячие материалы / Как в Алгаево курицу хоронили
Проект "Бибинур"
Как в Алгаево курицу хоронили
Два признанных профессионала из Санкт-Петербурга - режиссер Юрий Фетинг и оператор Максим Дроздов - работают сейчас в татарской деревеньке Алгаево над созданием художественного фильма "Бибинур" (рабочее название).
Снять кино по мотивам произведений классика татарской литературы Аяза Гилязова они согласились вовсе не из-за денег: Министерство культуры России выделило на съемки "Бибинур" 15 миллионов рублей. Это очень мало, даже если не знать, что сегодня в России скромным считается бюджет фильма в 35 миллионов. Более того: 15 миллионов уже кончились, сейчас "Бибинур" снимается в долг. Но снимается, потому что создатели фильма уверены: это тот редкий случай, когда может получиться кино с большой буквы.
Юрий Фетинг - ученик Алексея Германа-старшего, стажировался на его гениальном фильме "Хрусталев, машину!", работал вторым режиссером у Александра Сокурова на фильме "Круг второй", самостоятельно снял по собственному сценарию "Рождественскую мистерию" с Чулпан Хаматовой и Александром Абдуловым в главных ролях. Максим Дроздов окончил в Петербургском университете кино и телевидения мастерскую Эдуарда Розовского и Владимира Васильева, был оператором на картине Алексея Германа-младшего "Бумажный солдат" и в этом году получил за эту работу приз "Озелла" Венецианского кинофестиваля ("За лучшую операторскую работу"). На проект "Бибинур" их пригласила продюсер Светлана Бухараева (казанская киностудия "Сабантуй").
- Сценарий к фильму написал Мансур Гилязов по мотивам повестей своего отца Аяза Гилязова "Три аршина земли" и "В пятницу вечером", - рассказывает директор картины Евгений Аладинский. - Сюжет потрясающий, но пересказывать его бессмысленно: там столько линий! Действие фильма разворачивается в наши дни и в пятидесятые годы прошлого века. Именно поэтому, кстати, и решили снимать его в деревне Алгаево Мамадышского района: с пятидесятых годов там практически ничего не изменилось...
Главную героиню, Бибинур, играют три актрисы: пятилетней - девочка из Санкт-Петербурга, молодой - казанская студентка, зрелой - актриса Камаловского театра Фирдаус Ахтямова. Фильм начинается с того, что бабушке Бибинур снится сон. Она видит себя пятилетней, идущей по тропинке цветущего сада. Вдруг замечает, что на ветках самого большого дерева сидят все ее умершие родственники. "Бибинур, тебе пора к нам!" - говорят они ей. Проснувшись, старушка понимает, что жить ей осталось пять дней. Зрители будущего фильма увидят историю этих пяти летних дней. Но не только: в картине немало мистических сцен и сцен воспоминаний героини - например, как и почему она усыновила чужих детей. А что касается истории про пять последних дней из жизни Бибинур, то в ней переплелись сюжеты про мальчика с голосом Робертино Лоретти, про бизнесменов-китайцев, про киллера, про старинную мечеть...
Сон Бибинур снимали в Санкт-Петербурге и в Мамадышском районе. Актеры, играющие в этой сцене родственников старушки, сидели на ветках огромной ивы два дня по восемь часов! Кстати, в фильме снимаются не только дипломированные артисты из Казани, Елабуги, Москвы и Санкт-Петербурга. Еще и жители деревни Алгаево. Для них, что любопытно, это вовсе не развлечение и уж тем более не уникальный случай. Они реагируют на съемочный процесс терпеливо, с приветливым достоинством. "Начальник! Можно я домой пойду?" - спросила при мне в субботу одна колоритная бабка с гусем у режиссера Юрия Фетинга. "Вы с ума, что ли, посходили? Какой домой?! Сейчас пожар снимать будем, всем стоять на месте!" - взвился "начальник". Бабка не испугалась, не стушевалась. Она посмотрела на режиссера с такой жалостью, что не расхохотаться было невозможно.
- Это еще что, - говорит директор картины Евгений Аладинский. - У нас тут недавно смешной случай с курицей был. Снимали эпизод, как мужчина несет в авоське свежезарезанную курицу. Резать птицу мы не стали, взяли живую в аренду, готовились ее усыпить. Но только упаковали курицу в авоську, как она сама тотчас умерла. От ужаса, наверное. Сняли эпизод, похоронили курицу, думаем, как будем объясняться с хозяином птицы. Тут бежит ассистент: "Где курица? Срочно переснимаем!". Ну что делать, выкапываем курицу, снова снимаем этот эпизод, потом опять хороним курицу. Тут бежит хозяин птицы: "Где моя курица?". Мы начинаем извиняться, он - в крик: "Вы с ума сошли? У куриц это бывает - они сознание теряют, когда их вверх ногами поднимаешь. Моя курица не умерла! Выкапывайте срочно!". Второй раз выкапываем курицу, но увы: стопроцентный труп. Короче, три раза хоронили!..
Фильм снимают на 35-миллиметровую пленку "Кодак", каждый кадр выстраивается до мельчайших подробностей (реквизит заказывают даже из питерских музеев), каждая сцена неоднократно репетируется. Планируется, что он выйдет на двух языках - татарском и русском.
- Фаина Раневская говорила в свое время: "Плохой фильм - это плевок в вечность". Так вот больше всего на свете я бы не хотел плевать в вечность, - сказал мне по окончании субботних съемок режиссер Юрий Фетинг. Как и все в его команде, он живет сейчас почти что в спартанских условиях: в самом Алгаево, в деревянной избушке без удобств. Нет звездного райдера и у актрисы Фирдаус Ахтямовой. Единственное ее требование, и ему неукоснительно в группе подчиняются: оставлять актрису в покое на полчаса пять раз в сутки - во время намаза...
- Фирдаус - замечательная! - говорит Юрий Фетинг. - Она быстро поняла, что в моем фильме нужно не играть, а жить. Быть не актрисой, изображающей бабушку с чудинкой, а именно этой бабушкой...
Режиссера и всю его команду заметно тревожит, что работа над фильмом "Бибинур" может приостановиться из-за катастрофической нехватки денег. Поиском дополнительных финансов занимается сейчас продюсер Светлана Бухараева, которая, если верить слухам, ради фильма даже продала квартиру.
Айсылу КАДЫРОВА