Вечерняя Казань / № 168 (3734) / Политика / Бросай авто, садись в автобус!

Вести из ратуши

Бросай авто, садись в автобус!

Казанские депутаты решили обратиться в Госсовет РТ с просьбой о включении в республиканский бюджет затрат на компенсацию убытков пассажирских транспортных предприятий, связанных с перевозкой льготников. А убытки огромные - более 500 миллионов рублей, сообщил первый заместитель руководителя исполкома по экономике Рустам Нигматуллин на сессии гордумы в четверг.

Вопрос о некомпенсированных расходах перевозчиков возник при обсуждении программы "Об улучшении транспортного обслуживания населения Казани на 2004 - 2008 годы". Программа была принята несколько лет назад еще горсоветом, и срок ее выполнения уже фактически истек. В Казани выдано в этом году 135 тысяч льготных транспортных карт, из них ежемесячно пополняются более 110 тысяч. А в среднем один льготник совершает, оказывается, 52 поездки в месяц, стоимость которых в три с лишним раза превышает 250-рублевую субсидию, которую получают за проезд ветераны и пенсионеры. Вот и невыгодно возить льготников. "Мы обновили на девяносто процентов автопарк, но без компенсации убытков дальнейшее развитие предприятия невозможно", - заявил депутат гордумы, генеральный директор ПАТП №2 Альберт Мухаметшин.

Одним из главных мероприятий программы было улучшение качества транспортного обслуживания горожан, ремонт дорог и внутриквартальных проездов. Так, автобусов планировалось закупить на 539 миллионов рублей, а закупили на 3 миллиарда 209 миллионов.

- Сейчас на автобусных маршрутах города, количество которых в прошлом году сократилось в связи с оптимизацией транспортной сети, работают 1303 новых автобуса с двигателями европейского стандарта, и в большинстве установлены бортовые комплекты спутниковой навигации. Автобусы приобретены за счет средств перевозчиков по лизинговым схемам, - уточнил Рустам Нигматуллин.

Автотранспортным предприятиям задолжали еще и за перевозку детей школьными автобусами. Только за прошлый год долг составил 3,9 миллиона рублей, а источник финансирования перевозок до сих пор не определен, и неизвестно, на какие средства возить школьников в будущем году.

Но, несмотря на эти долги, в пассажирских перевозках сделан прорыв. Только на строительство и реконструкцию объектов городского наземного электротранспорта было направлено 342,9 миллиона рублей, что в четыре раза больше, чем планировалось. Впервые был проведен большой объем работ по благоустройству и озеленению улиц и дорог, установке новых светофоров. Огромные средства - более 13 миллиардов рублей израсходованы, по словам Нигматуллина, на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог, что позволило увеличить их протяженность до 1778 километров, а площадь магистральных улиц - на пять с лишним миллионов квадратных метров.

Однако не на все, что намечалось, хватило денег. Например, на строительство ливневой канализации, многоярусных парковок, ремонт остановочных павильонов, дворовых территорий и внутриквартальных проездов. Из-за недостаточного финансирования перенесен с августа на конец этого года ввод в эксплуатацию станции метрополитена "Проспект Победы" (для завершения ее строительства нужно еще два миллиарда рублей), а станции "Козья слобода" - на декабрь 2009-го.

Депутаты посчитали программу завершенной и поручили исполкому при разработке новой программы учесть весь комплекс мер по созданию условий для качественного транспортного обслуживания населения и развития улично-дорожной сети, чтобы подготовиться к проведению в 2013 году Универсиады. Уже сейчас невозможно проехать по городским дорогам из-за пробок, а в ближайшие три года, по прогнозам специалистов мэрии, еще двести тысяч горожан пересядут из автобусов и троллейбусов в автомобили.

- Нам нужен такой общественный транспорт, чтобы люди, имеющие машины, ездили на нем. В европейских странах все имеют автомобили, однако на работу предпочитают добираться на автобусах, - сказал Ильсур Метшин. - А у нас по центральным улицам едут на грузовиках домой обедать. Была бы возможность, автолюбители въезжали бы на машинах на свои этажи. К нам приезжают делегации из разных стран, им очень нравится Казань. Но они говорят, что такой низкой культуры вождения автомобилей, как в нашем городе, они нигде не видели.

Мэра Казани, предложившего улучшить комфортность общественного транспорта, поддержал министр транспорта и дорожного хозяйства Ильдус Фасхутдинов. Он и сам, оказывается, не прочь ездить в автобусах и троллейбусах, если в них не будет давки. А начальник УГИБДД Рифкат Минниханов предложил начать борьбу с транспортными пробками с разгрузки центральных улиц.

- Пробки возникают из-за аварий, и значительная часть ДТП происходит по вине грузового транспорта. Большая часть большегрузов могла бы миновать Казань с помощью объездных дорог. Нужны также двухуровневые развязки, многоярусные стоянки и парковки. Сейчас рассматривается вопрос о снижении в Казани скорости движения автотранспорта до 50 километров в час, как в Москве.

Минниханов посоветовал гордуме "пропагандировать использование общественного транспорта в центре города вместо личного". По его мнению, этой пропаганде уделяется мало внимания.

Валентина ПАХОМОВА