Вечерняя Казань / № 169 (3735) / Авто / Мото / Против хамства на дороге светофор бессилен

Поберегись!

Против хамства на дороге светофор бессилен

В сводках ГАИ на лидирующее место вышли наезды на пешеходов. В минувший четверг, к примеру, они составили половину из зарегистрированных ДТП, в которых пострадали люди. Водители не пропускают пешеходов на переходах, а пешеходы нарушают правила. Те и другие оправдывают свое поведение: мол, светофоры так неудобно отрегулированы, что не нарушишь - будешь вечно стоять.

Не смертельный переход

В "ВК" обратился казанец Камиль Хакимов - попросил поддержать его ходатайство в мэрию о строительстве надземного перехода на перекрестке улиц Губкина и Арбузова. Дескать, переход через оживленную магистраль - смертельный номер.

- Не сочтите меня циничным, но переход на Губкина - не самый смертельный в городе, - возразил корреспонденту "ВК" начальник отдела организации дорожного движения городской ГАИ Глеб Мезин. - Мы проводим анализ ДТП и, опираясь на цифры, делаем выводы о необходимости строительства переходов. Так вот, самые смертельные в городе переходы - это на улице Файзи, где надземный переход уже построен, у ветакадемии, где строительство заканчивается, и на улице Чишмяле - там скоро начнут строить. А на все перекрестки сразу средств не хватит.

В управлении ГАИ журналистам недавно показывали, как нажатием кнопки можно скорректировать сигналы светофора в час пик, чтобы растащить пробку. При этом на перекрестках Ямашева - Адоратского, Ямашева - Мусина, улицах Чистопольской, Декабристов, на мосту "Миллениум", перед Ленинской и Кировской дамбами, у компрессорного завода каждое утро и каждый вечер безнадежно встают тысячи автомобилей. Нужную кнопку никто не нажимает?

- С технической точки зрения мы делаем все, что можно, но эта работа не заметна со стороны, - говорит Мезин. - Разрулить только с помощью светофоров движение на узких казанских улицах уже невозможно. Вот увеличилась фаза зеленого сигнала светофора на несколько секунд, а кто это почувствовал? С началом строительства подземного перехода на Амирхана выросла нагрузка на два соседних перекрестка. Но если мы там фазу светофора увеличим, получим более серьезный затор. Лучше уж водителям потерпеть месяц-другой, пока движение по Амирхана восстановится.

А от продолжительности фаз светофора зависит, успеют ли пешеходы перебежать дорогу на перекрестке. На пересечении Адоратского и Ямашева граждане, двигающиеся на разрешающий сигнал светофора, постоянно рискуют попасть под колеса: зеленый им горит недолго - иначе движение встанет.

Остановить пешехода

А на перекрестках у торговых центров - у "Парк Хауса", перед рынком на проспекте Победы граждане идут через дорогу на красный свет. Броуновское движение наблюдается на освобожденной от трамвайных путей улице Ершова - пешеходы, ошалевая от ужаса, мечутся в потоке машин и все-таки нарушают!

Перебегают казанцы дорогу в неположенных местах на Декабристов, Вахитова, Чистопольской, через скоростные магистрали - Вишневского и Павлюхина, хотя светофоров там теперь предостаточно. Почему рискуют? А так путь короче. А в ДТП виноватым всегда оказывается водитель. Он ведь управляет автомобилем, источником повышенной опасности, и обязан согласно правилам принимать все меры к предотвращению наезда.

Только культуры и не хватает

Бороться с автомобильно-пешеходным беспределом на перекрестках должна ДПС, дорожно-патрульная служба.

- И борется, - утверждает замначальника управления городской ГАИ Юрий Абызов. - Была бы возможность - везде бы поставил инспекторов, но на все переходы экипажей не хватит.

Может, поэтому в часы пик на сложных переходах сотрудники ГАИ дежурят нечасто? Хотя экипаж почти всегда можно найти где-нибудь поблизости. Почему не на перекрестке, ведь одно только присутствие человека с жезлом делает переход безопасным для пешеходов независимо от интенсивности движения транспорта?

Абызов говорит, что его подчиненные часто получают несправедливые упреки - мол, им бы только деньги зарабатывать. И утверждает, что посты расставляются на основе тщательного анализа аварийности. Но тогда почему сотрудники ДПС упорно дежурят на "языке" у пересечения Ибрагимова - Декабристов, а не на участке между издательством и энергоинститутом, ведь именно на этом перегоне каждый вечер происходит несколько аварий, автобусы сплошным потоком едут по тротуарам, а машины - по встречным трамвайным путям? Почему инспектора не профилактикой занимаются, а сидят в засадах?

- Занимаются, - возражает Юрий Абызов. - Вы посмотрите на статистику. С начала года в Казани инспектора выявили 393 тысячи нарушений, в том числе 2,8 тысячи нарушений правил проезда перекрестков, наказали 53,5 тысячи пешеходов. Разве мало?

Инна СЕРОВА