Вечерняя Казань / № 174 (3740) / Горячие материалы / Остаточный принцип природу не спасет
Мы рождены, чтоб сказку...
Остаточный принцип природу не спасет
По прогнозу ученых Казанского медуниверситета, к концу 2015 года средняя продолжительность жизни в Татарстане увеличится на 4 года у женщин, на 3 года и 4 месяца - у мужчин. Залогом долголетия, в частности, должна стать семилетняя республиканская программа экологической безопасности, разработанная по заказу кабмина.
Предполагается, что реализация программы обернется снижением вредных выбросов в Татарстане: в воде - на 30 процентов, в воздухе - на 20. А вот долю переработанных отходов, напротив, хотели бы увеличить до 8 процентов. В то же время объем предотвращенного экологического ущерба, по оценке разработчиков, должен составить более 50 млрд рублей.
Цена вопроса - около 50 миллиардов рублей, которые еще нужно найти и вложить с 2009-го по 2015 год в системы мониторинга, очистки, переработки и утилизации отходов промышленных и сельскохозяйственных предприятий, а также жилищно-коммунальных хозяйств. Источники финансирования - бюджеты всех уровней и средства самих предприятий-вредителей.
- Такой объем мероприятий, конечно, может и не пройти через кабмин. Но если финансирование пойдет по остаточному принципу, мы эти вопросы никогда не решим, - заявила корреспонденту "ВК" заведующая кафедрой прикладной экологии КГУ, председатель совета по проблемам экологии при Академии наук РТ Венера Латыпова.
Под руководством Латыповой в работе над проектом программы участвовали ученые КГУ и сотрудники Академии наук. А принимать ее предстоит депутатам Госсовета РТ.
Что течет из крана?
Профессор кафедры гигиены и медицины КГМУ Анатолий Иванов утверждает: по сравнению с шестидесятыми годами прошлого века качество волжской воды стабилизировалось. Ухудшение наблюдается лишь в период цветения водоемов. Водоросли выделяют фенол, вещество малоопасное, но способное вызывать токсический эффект при сочетании с хлором. По мнению Иванова, казанскому Водоканалу давно пора перейти от хлорирования к более прогрессивному и безвредному обеззараживанию воды ультрафиолетовыми лучами:
- Нашему цивилизованному городу хорошо бы отказаться при очистке питьевой воды и от сернокислого алюминия. Его остаточный концентрат мы можем видеть в феврале-марте при нагревании воды в кастрюле в виде хлопьев - их надо сливать. Алюминий - такое активное вещество, что при попадании в организм легко замещает важные микроэлементы, а это опасно для здоровья.
Ставить дома мощные фильтры профессор не рекомендует, называя такую воду, лишенную всех солей, "мертвой". Полезней мягкие угольные фильтры. Пить же воду из-под крана Анатолий Иванов не советует: при транспортировке влаги по сетям, изношенным более чем на 50 процентов, в нее может попасть все что угодно.
О городских водоемах и говорить не приходится. В 1847 году знаменитый химик Александр Бутлеров писал, что вода в Кабане такая хорошая, что ее используют все городские пекарни при изготовлении калачей. Сегодня в этом озере врачи не рекомендуют даже купаться.
Согласно проекту программы экологической безопасности только в Казани на развитие канализационных сетей, систем оборотного и повторного водоснабжения хотели бы потратить свыше миллиарда рублей. Строительство очистных для сточных вод запланировано на относительно старом предприятии "Вакууммаш" и недавно открывшемся "Аракчинском гипсе". Также программой предусмотрены новые ливневки, насосные станции, проекты модернизации и реконструкции сточных систем на нескольких десятках объектов. Среди загрязнителей есть и нефтяные компании, и молочные комбинаты, и сахарные заводы.
Дыхание города
По официальным данным, в Татарстане портят воздух больше тысячи предприятий. Причем лишь каждый десятый источник сбросов сейчас оснащен оборудованием для улавливания газа и пыли. В итоге нижнекамцам регулярно приходится вдыхать фенол (раздражает слизистые оболочки глаз, дыхательных путей), челнинцам - формальдегид (влияет на центральную нервную систему, репродуктивные функции).
Жители Казани вынуждены дышать загрязнениями оксида углерода (затрудняет подачу кислорода к тканям и существенно влияет на обмен веществ), диоксида азота (раздражает кожу и дыхательные пути, при многократном воздействии может влиять на иммунную систему, легкие и репродуктивную функцию).
Еще опасней такой продукт сжигания углеводородного сырья, как бензопирен, "поставщиками" которого выступают автомобили, ТЭЦ и котельные. Повышенная концентрация этого вещества без цвета и запаха "стимулирует" злокачественные опухоли органов дыхания. Исследования российских ученых показывают, что на предприятиях, выделяющих бензопирен, смертность персонала от онкозаболеваний в 100 раз выше, чем у "обычного" населения!
- Я не хотел бы называть конкретные заводы, но нами получены данные, что дети женщин, работающих в особо вредных условиях и проживающих вблизи таких предприятий, чаще страдают аллергическими реакциями. Удалось установить также, что высокий уровень загрязнения воздуха способствует образованию рака мочевого пузыря, - комментирует ситуацию заведующий кафедрой общей гигиены КГМА Фидаил Даутов.
Согласно отчетам Минэкологии РТ, среднегодовые показатели концентрации вредных выбросов в воздух не превышают санитарных нормативов. Однако спокойствия экологам этот факт не внушает. Достаточно вспомнить недавний скандал на "Нэфисе": весь город чувствует вонь, а приборы ее в упор не видят.
- Это очень дорогое удовольствие - взять и ликвидировать эти запахи в центре города, - говорит Венера Латыпова. - У проблемы "Нэфиса" два пути решения, и оба - политические. Первое - улучшать свою технологию, но это ляжет непосильным ярмом на себестоимость продукции компании, второе решение - вынести предприятие за пределы Казани. Но этот вопрос должен решаться на государственном уровне.
Выселение "Нэфиса" и других казанских заводов программой экологической безопасности не предусмотрено. А вот двум асфальто-бетонным заводам в Чистополе и Азнакаево придется поменять прописку.
Самые большие деньги "на воздух" - 4 миллиарда рублей - предлагается направить в 2009 - 2010 годах на строительство комплекса глубокой переработки нефти с организацией выпуска низкосернистого мазута и современного моторного топлива на Нижнекамском НПЗ. Итогом таких вложений станет снижение вреда от выбросов автотранспорта, если, конечно, завод сможет обеспечить топливом все машины республики.
Всем выйти из сумрака
К девяти действующим в республике постам мониторинга за состоянием атмосферного воздуха разработчики программы предлагают установить еще 14. А заодно оснастить все выхлопные трубы и очистные сооружения предприятий системами автоматизированного контроля, способными фиксировать нарушения и сообщать о них диспетчерам предприятия и экологам. К примеру, базовый комплект станции контроля качества поверхностных вод сможет ежечасно выдавать на монитор параметры мутности, удельной электропроводности, содержания фосфатов, растворенного кислорода, нефтепродуктов и пр.
Изменения ждут и сельхозпредприятия - экологи предлагают сделать обязательной процедуру международной сертификации всего, что растет на полях и в теплицах Татарстана. Надеются, что это заставит трудолюбивых сельчан отказаться от убойных пестицидов в пользу биологических средств защиты растений. Отдельными подпрограммами в проект включены проблемы лесов, недр, земельных ресурсов и отходов Татарстана.
- Очень сложно в рамках одной программы решить все те проблемы, что копились годами, - считает первый заместитель министра экологии и природных ресурсов РТ Марат Магдеев. - Сейчас программа активно обсуждается природопользователями, специалистами в области охраны окружающей среды. Итогом должен стать рабочий документ.
"Дадут ли на все это деньги?" - поинтересовалась корреспондент "ВК" у замминистра. "А это главный вопрос", - ответил он.
Ирина ПЛОТНИКОВА