Вечерняя Казань / № 199 (3765) / Горячие материалы / Оплатите проезд и пригнитесь!

Ужасы нашего городка

Оплатите проезд и пригнитесь!

В Казани идет война с "красными" автобусами

В субботу вечером улица Чуйкова была усыпана битым стеклом. По словам сотрудников АТП-7, автобусы этого предприятия методично расстреливали из курсировавшей взад-вперед тонированной "Калины". В нескольких машинах было выбито по четыре боковых стекла да еще заднее. И счастье, что пули попали в стекла, а не в пассажиров или водителей.

Информация о количестве пострадавших единиц общественного транспорта противоречивая. Как сообщил "ВК" главный специалист пресс-службы мэрии Казани Лаззат Хайдаров, расстрелы начались неделю назад: по данным горисполкома, 9 декабря было зафиксировано 25 случаев нападения, 13-го - уже 34. А Владимир Капитонов, заместитель гендиректора АТП-7, которое наиболее сильно пострадало в перестрелках, сказал, что в первый обстрел пострадало более 30 машин, а два дня назад - уже почти пятьдесят.

По данным мэрии, от стрельбы пострадали также автобусы, принадлежащие АТП-4 и АТП-2. Общая сумма нанесенного перевозчикам ущерба - около 650 тысяч рублей (одно боковое стекло стоит от 10 тысяч рублей, лобовое - до 40 тысяч). Пострадавших, слава богу, ни среди пассажиров, ни среди водителей нет - стекла из специального стекла под градом пуль сразу осыпаются вниз. Но обстрелы могут в итоге обернуться гибелью людей.

- Опасность не столько в разбитых стеклах, сколько в том, что реакцию водителя на выстрел предсказать невозможно, - считает Владимир Капитонов. - Если, скажем, автобус идет в плотном потоке и с хорошей скоростью, как это, например, бывает на Ленинской дамбе, достаточно одного неверного движения руля, чтобы машина почти с 60 - 70 пассажирами сорвалась вниз.

После первого обстрела ситуацию обсуждали кулуарно в горисполкоме, на автопредприятиях и в милиции, видимо, надеясь, что все рассосется само собой. После второго обстрела третий день идут совещания. А на "деловом понедельнике" мэр устроил разнос начальнику УВД Казани Алексею Селивановскому и даже сгоряча потребовал поставить на каждой автобусной остановке по милиционеру. Мол, вполне реально наладить охрану автобусов: 2000 сотрудников УВД вполне хватит на 1900 имеющихся в городе остановок.

Ясное дело, сказал это Ильсур Метшин сгоряча, поскольку постовые на остановках - от "мобильных" стрелков не защита. А как собираются защищать милиционеры пассажиров от этой напасти, в УВД не говорят. Все комментарии по поводу сложившейся ситуации, как заявил корреспонденту "ВК" начальник пресс-службы УВД Казани Игорь Силко, будут давать горисполком и мэрия. А милиция, мол, направила чиновникам имеющуюся у нее информацию.

Между тем проблема существует давно - ее просто никто не хотел в упор видеть. Владимир Капитонов сказал корреспонденту "ВК", что уже много месяцев почти каждый день у одной-двух машин стекла к концу смены выбиты, и не камнями, брошенными каким-нибудь пьяным хулиганом, а пулями от "пневматики". Поймать стрелков трудно: для охоты за автобусами они выбирают вторую половину дня, так что при плохой видимости, да еще в плотном потоке машин, водитель просто не в состоянии заметить, из какой легковушки его обстреляли. Заявления в милицию, по словам Капитонова, перевозчики не раз направляли - и всякий раз получали отказы в возбуждении уголовных дел за незначительностью материального ущерба.

Ходят слухи, что оперативники собрали информацию на подозрительные авто - ту самую "Калину", а также "девятку" и "Нексию", но их пока никто не подтвердил.

Ильсур Метшин выдвинул свою версию. Согласно ей, уволенные со строек водители грузовиков идут в АТП, с прежней нехваткой кадров там покончено - автобусы на маршруты выходят регулярно и в полном составе. В результате у владельцев так называемых нелегальных маршруток значительно снизилась выручка - и они стали за нее таким вот образом бороться. Того же мнения придерживаются и перевозчики. Хотя по Казани ходят и другие слухи: что пока на линию выходило не больше 70 процентов автобусов, пассажиров в них набивалось достаточно, чтобы обеспечить стабильный доход, а теперь выходят 98 - 100 процентов, машины идут полупустые, выручка у владельцев некоторых "красных" маршрутов резко упала, и они с пистолетами в руках стали бороться за наполняемость своих машин.

Владимир Капитонов уверяет, что слухи эти - полная ерунда. Он убежден, что поднять стрельбу способны лишь "дикие" перевозчики: "У нас все маршруты распределены, нам нечего делить".

...Комментируя ситуацию, Игорь Силко сказал, что теперь, надо думать, милиция объединит все дела в одно, поднимет старые отказные, суммирует ущерб - и этой суммы окажется достаточно, чтобы наконец-то завести уголовное дело.

Инна СЕРОВА