Вечерняя Казань / № 199 (3765) / Политика / Татарстан поддержал Конституцию на пути исправления

На сессии Госсовета РТ

Татарстан поддержал Конституцию на пути исправления

Вчера депутаты Госсовета РТ включили Татарстан в число регионов, высказавшихся за изменение Конституции России, в частности, за продление срока полномочий будущего президента РФ и Госдумы РФ на год - до шести и пяти лет соответственно. Большинство, проголосовавшее за эти поправки, считает их залогом стабильности в России. Меньшинство же, голосовавшее против, исходило из того, что желать стабильности в стране, входящей в глубокий кризис, - все равно что желать стабильно глубокого кризиса.

Неделю назад спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что на заседании Совфеда 22 декабря поправки в Конституцию могут быть окончательно утверждены. На тот момент поправки одобрили лишь полтора десятка регионов, а необходимый минимум - две трети от общего количества субъектов РФ, т.е. 56 регионов, так что прогноз Миронова казался излишне смелым. Но после этого заявления власти на местах активизировались - кому охота оказаться среди меньшинства, не успевшего влиться в хор одобряющих!

Лишь на один вчерашний день голосование по поправкам было назначено кроме Госсовета Татарстана в парламентах Приморья, Чукотки, Бурятии, Калмыкии, Иркутской области. В этом соревновании, где счет шел на часы, они воспользовались естественной форой: когда татарстанские парламентарии еще только готовились пить утренний кофе, парламентарии восточных регионов уже за обедом отмечали свой вклад в исправление Конституции. Так Татарстан вчера оказался в сводном хоре "одобрямс" всего лишь шестым голосом...

- Фундаментальные изменения в Конституцию вносятся без обсуждения с народом, с колес. А ведь время есть, срок дается для рассмотрения этих поправок - год! - начал полемику Александр Штанин.- Самый минимум, что надо сделать - это хотя бы провести парламентские слушания на эту тему.

И до проведения таковых он предложил снять поправки с рассмотрения Госсоветом.

- Он что, хочет, чтобы мы попали в одну треть?! - в тревоге закричал Сергей Осколок. - Надо срочно принимать поправки!

За предварительные парламентские слушания проголосовали 20 депутатов из 79. Большинство было за то, чтобы голосовать в тот же день.

- Рассмотрение вопроса об увеличении срока полномочий президента и Госдумы неактуально, - заявил Александр Таркаев, подчеркнув, что таково программное положение партии "Правое дело", главой регионального отделения которой он только что избран. - Россия входит в глубокий экономический кризис - в таких условиях нужно заботиться скорее об ответственности действующей власти, чем о продлении властных полномочий! А если говорить о конституционных реформах, которые действительно необходимы, то надо говорить о запрете роспуска региональных парламентов и о выборности глав регионов.

- Я проголосовал бы за изменение Конституции, - заявил глава татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов, - если бы речь шла о коренном изменении системы. Почему мы проглотили, когда нам сказали, что не надо нам избирать нашего президента?

- Невооруженным глазом видно, зачем эти поправки вносятся, - сказала Насима Столярова. - Если мы их поддержим, мы дадим зеленый свет, чтобы авторитаризм укреплялся дальше.

- Такие полномочия, какие имеет в России президент - ну царь и бог! - воскликнул Александр Штанин. - Правда, когда он принимает какое-то решение, то не может добиться, чтобы оно исполнялось...

- Да сокращать надо срок полномочий таких руководителей, а не удлинять! - поддержал его Роберт Садыков.

- Россия нуждается в стабильной обстановке как минимум на несколько десятилетий! - озвучил довод большинства Василий Логинов и подкрепил его примером: - Вот Госсовет у нас работает 5 лет - что, от этого он стал менее демократичным?

В зале заулыбались. Мысль о том, что татарстанский парламент может служить примером демократизма, в самом деле была забавной.

Человеком, про которого можно было подумать, что происходящее ему нисколько не интересно, был Минтимер Шаймиев. В самом деле, у него слишком большой политический опыт для того, чтобы он мог считать происходящее политикой, - для него это не политика, а решенный вопрос:

- Тут выступали представители разных партий и довели до нашего сведения позицию партий. Но наш-то парламент состоит в абсолютном большинстве из депутатов "Единой России", а наша партия одобрила эти поправки. И мы будем исходить при голосовании из этого.

Получив, таким образом, напоминание о партийной дисциплине, 73 депутата проголосовали "за". Против были только шестеро. А к моменту после перерыва, когда надо было голосовать по второму пункту "конституционного пакета" - о предоставлении Госдуме возможности контролировать федеральное правительство, Фарид Мухаметшин уже не мог найти в зале депутата, который выступил бы однозначно против. Правда, и сам зал после ухода президента заметно опустел, и едва удалось набрать 69 голосов за эту поправку.

Марина ЮДКЕВИЧ