Вечерняя Казань / № 10 (3784) / Горячие материалы / Подсудимых разместили в трех клетках

Громкое дело

Подсудимых разместили в трех клетках

Вчера в Верховном суде РТ начался процесс по делу об организованном преступном сообществе, специализировавшемся на изготовлении и сбыте фальшивых банкнот. На скамье подсудимых - 20 человек, среди них - жители Дагестана, Зеленодольского района и столицы республики. Жительницы Казани Гульнара Каримова и Динара Яруллина находятся под подпиской о невыезде, остальные - под стражей. Еще трое обвиняемых объявлены в розыск. По версии следствия, участники ОПС изготавливали фальшивые купюры на территории Дагестана и сбывали их в Татарстане, Башкортостане, Марий Эл, Удмуртии, Чувашии и в других соседних регионах.

Напомним, первый подозреваемый был задержан в октябре 2006 года на Вьетнамском рынке. У него была изъята поддельная 1000-рублевая купюра. А к маю были задержаны еще трое предполагаемых сбытчиков, двое из них - жители Дагестана. Уголовное дело было передано в Главное следственное управление при МВД по РТ, и в ходе следствия было установлено, что с ноября 2005-го в Татарстане действовало организованное преступное сообщество фальшивомонетчиков, участники которого изготовили не менее 801 стодолларовой банкноты и не менее 8807 поддельных денежных купюр достоинством 1000 рублей.

В июне 2007 года в ходе совместной операции, проведенной сотрудниками следственной части ГСУ при МВД по РТ, УБЭП и Управления ФСБ РФ по РТ, в Махачкале и селе Гуни Казбековского района Дагестана были задержаны четверо местных жителей, которые, по версии следствия, непосредственно занимались изготовлением поддельных денежных купюр. Во время обысков у них были изъяты компьютерное оборудование, клише, приспособления для перфорации купюр, специальные краски и другие составляющие процесса изготовления фальшивых денег, а также партия готовых к отправке поддельных тысячерублевых купюр на общую сумму три миллиона рублей.

Вчера в зале судебных заседаний арестованных подсудимых разместили в трех клетках. Большинство из них сразу же заявили ходатайства об отказе от адвокатов "в связи с тяжелым материальным положением". А когда председательствующий попросил тех, кто не указал в своем ходатайстве причину отказа, сформулировать ее для протокола, кто-то подсказал из клетки: "В связи с финансовым кризисом". Но один из подсудимых все-таки настоял на своей формулировке - "просто не хочу". Суд отклонил все ходатайства, ссылаясь на УПК РФ, и предоставил слово двум прокурорам. Они оглашали обвинительное заключение по очереди в течение почти трех часов.

По версии обвинения, организаторами преступного сообщества фальшивомонетчиков были жители Дагестана Адам Шахрутдинов и его брат Могамед. Именно они занимались изготовлением поддельных купюр и налаживали межрегиональный трафик для перевозки и сбыта "готовой продукции". Как следует из материалов уголовного дела, печатать и хранить фальшивки братьям помогали Магомедзагид Магомедрасулов, Сапиюлла Салахутдинов и Абдулла Абдуллаев, а выход на сбытчиков был поручен Садыку Садыкову (все четверо - жители Дагестана). За распространение поддельных купюр на территории Татарстана и соседних регионов отвечали жители Зеленодольского района Бияслан Садыков, Андрей Иванов, Андрей Панин, Станислав Емелин, Роман Зотов и житель Казани Ахмед Магомедов. В марте 2006 года в Татарстан прибыло сразу 500 поддельных тысячерублевок, а через два месяца - еще 800. Товар перевозили под обшивкой автомобилей, железнодорожным транспортом в ручной клади.

Еще троим жителям Зеленодольского района Агилу Гаджиеву, Вячеславу Ахмадуллину, Павлу Караваеву, а также казанцам Азату Даутову, Константину Бустабанову, Мухаммедрагиму Байрамову и женщинам отводилась, по мнению обвинения, роль рядовых сбытчиков. Они "разменивали" фальшивые тысячные купюры на рынках, киосках, в придорожных кафе - словом, везде, где сложно проверить подлинность банкнот с помощью технических средств. Большую часть "заработанных" таким образом настоящих денег, примерно 60%, забирали изготовители фальшивок, "старшим группы" посредников-перевозчиков предназначалось 40%, из которых 15 - 20% получали их рядовые подчиненные, а исполнителям платили лишь по 10% от каждой сбытой поддельной купюры.

Как сообщили "ВК" в пресс-службе Верховного суда РТ, на сегодняшнем судебном заседании планируется приступить к опросу потерпевших и свидетелей, а приговор по делу ожидается не раньше августа 2009 года.

Елена МЕЛЬНИК