Вечерняя Казань / № 12-13 (3786-3787) / Политика / Чужие здесь не ездят

Чрезвычайные меры

Чужие здесь не ездят

В среду правительство Татарстана объявило еще об одной антикризисной мере, которая призвана снять остроту бюджетной недостаточности: начались переговоры с крупнейшими топливными операторами, которым настоятельно рекомендовано ограничить поставки ввозного бензина в пользу нижнекамского от ТАИФ-НК. Таким образом власти страхуются от потери акцизных платежей на 2 млрд, а операторы рискуют стать заложниками коммерческих отношений между Татнефтью и ТАИФом. Какой будет цена бензина, трудно представить.

В среду замминистра промышленности и торговли Фарид Туктаров сообщил об усилении внутриреспубликанской кооперации в нефтегазохимическом комплексе, которая должна "минимизировать негативные последствия кризиса". Это означает, что нефтяники станут рассчитываться с химиками по своим договорным ценам, которые могут быть выше или ниже рыночных, - все зависит от того, у кого сильнее лобби в татарстанском пространстве. В этом году в программу нефтехимической кооперации неожиданно включили топливных игроков, которые до сих пор держались особняком. Потому что занимались преимущественно продажей уфимского и нижегородского бензина, не нарушая баланса высших сил.

Однако чрезвычайная ситуация в бюджетной сфере, как выразился г-н Туктаров, требует чрезвычайных мер. Поэтому топливным операторам - Татнефти, Татнефтепродукту и независимым игрокам - предложили перейти на продажу всего бензина, производимого ТАИФ-НК. Почему? Как следовало из слов Туктарова, после изменений Бюджетного кодекса все 100% акцизов от реализации ГСМ остаются в регионе. В Татарстане основной плательщик - ТАИФ-НК, который запланировал производство бензинов и дизельного топлива в объеме до 700 тысяч тонн. Правда, собрать с этого объема акцизы на 4,5 млрд можно только в том случае, если ТАИФ-НК будет реализовывать свое топливо на территории РФ.

Но в правительстве опасаются, что не соберут этих денег, потому что рынок на территории России плотен и конкурентен. Задачу упростили: можно собрать 1,5 - 2 млрд в пределах республики. "Но для этого необходимо максимально обеспечить реализацию ГСМ, производимых ТАИФ-НК, на территории Татарстана", - подчеркнул замминистра. По его словам, уже достигнуты предварительные договоренности с Татнефтепродуктом и Татнефтью, которые в совокупности контролируют свыше 50% рынка. В Татнефтепродукте вчера сообщили, что доля нижнекамского бензина у них составит более 80%.

Сложнее с частниками. По словам Туктарова, их попросили проявить патриотизм. "Неконструктивное сотрудничество будет квалифицироваться как нелояльное интересам нашей республики", - пригрозил он. В ответ в Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения предложили властям самим проявить патриотизм и пересесть с иномарок на отечественные автомобили. По словам главы ассоциации Николая Горюна, предложения ТАИФ-НК пока не устраивают независимые АЗС, поскольку производитель не придерживается единой ценовой политики с поставщиками топлива на рынок.

Впрочем, большинство операторов топливного рынка называют идею перехода на нижнекамский бензин рискованной. ТАИФ не имеет собственной нефти и будет покупать ее либо у Татнефти, либо у других нефтяных компаний. Таким образом, операторы станут заложниками коммерческих отношений ТАИФа и Татнефти. Какой будет закупочная цена - они даже сами предсказать не могут.

Луиза ИГНАТЬЕВА