Вечерняя Казань / № 17 (3791) / Политика / И не то чтобы "да", и не то чтобы "нет"

В индивидуальном порядке

И не то чтобы "да", и не то чтобы "нет"

Российский собиратель валютных долгов "Внешэкономбанк" едва не заморозил заявку ГК "ТАИФ" на получение 16 млрд рублей, преждевременно закрыв программу рефинансирования внешних заимствований системообразующих предприятий. Вчера ВЭБ сообщил, что ТАИФ не исключен из списка претендентов, желающих облегчить бремя священных иностранных долгов, но и не попал в число "счастливчиков".

Остальные десять системообразующих предприятий Татарстана уже не ждут помощи ВЭБ и будут сами разбираться с кредиторами. Хотя на включение в программу ВЭБ по рефинансированию иностранных кредитов сначала рассчитывали почти все системо-образующие предприятия Татарстана. Как следует из нормативных документов ВЭБ, кредиты выдавались в рублях на срок до 5 лет и по рекордно низкой ставке в 8 процентов годовых. Но фактически заявку подал только ТАИФ, контролирующий крупные нефтехимические предприятия (КамАЗ предпочел рефинансироваться с помощью облигаций). Мажоритарный акционер взялся урегулировать "интернациональный долг" всех предприятий, входящих в группу, и подал в конце прошлого года заявку на 16 млрд рублей. Однако пока она находилась на рассмотрении в банке, правительство РФ неожиданно объявило о закрытии спасительной программы.

В среду стало известно, что первый вице-премьер Игорь Шувалов на деловом форуме в Москве сообщил о досрочном ее сворачивании: из зарезервированных $50 млрд было роздано $11 млрд. Как сообщили корреспонденту "ВК" в Минфине РФ, среди их получателей не было ни одной татарстанской компании, пошутив, что "все деньги успел съесть один Дерипаска". А в Минэкономики РТ высказали серьезные опасения по поводу ТАИФа, указав, что компания проводила агрессивную политику заимствований.

Вчера во Внешэкономбанке корреспонденту "ВК" сообщили, что заявка ГК "ТАИФ" находится у них на рассмотрении и проходит стандартную процедуру экспертизы в соответствии с "Порядком реализации мер, предусмотренных статьями 1 и 2 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации". Окончательное решение примет Наблюдательный совет в скором времени. Эксперты агентства "Стандарт энд Пурс", присваивающего суверенные рейтинги субъектам РФ, считают, что ВЭБ может оказать поддержку ТАИФу в "индивидуальном порядке".

Таким образом, ТАИФ, как между небом и землей, завис между ВЭБ и KAZANORGSINTEZ.S.A., который в октябре 2005 года выпустил еврооблигации на $200 млн сроком на 5 лет под залог имущества Казаньоргсинтеза. Кроме того, и сам Казаньоргсинтез, как следует из годовой отчетности, имеет многомиллиардные кредиты.

Отсутствие источников рефинансирования "докризисных" долгов делает невозможным получение новых кредитов на текущую деятельность предприятий. Глава Нацбанка Татарстана Евгений Богачев на коллегии минфина объяснил пассивность банков тем, что те не уверены в платежеспособности промышленных предприятий. "Кризис доверия" ощутили и те, кто кредитуется в московских банках.

Понятно, что бюджет Татарстана не сможет помочь всем, но зато правительство взялось регулировать местный рынок. Премьер-министр Рустам Минниханов не скрывает, что создаются максимально выгодные условия для сбыта татарстанской продукции. Как уже писала "ВК", вводятся ограничения на продажу алкоголя, бензина и даже торговая сеть "ДОМО" отказалась от дистрибуции белорусских холодильников в пользу зеленодольского ПОЗИСа. Только вот незадача: полиэтиленом татарстанский рынок не накачаешь.

Луиза ИГНАТЬЕВА