Вечерняя Казань / № 23 (3797) / Горячие материалы / Фестивальное чудо: у всех все получилось

Шаляпинский

Фестивальное чудо: у всех все получилось

В четверг на Шаляпинском была представлена опера Джакомо Пуччини "Тоска" - один из спектаклей-"долгожителей" на казанской сцене. В 1993 году это был первый международный проект оперного театра столицы Татарстана, и его сотворили режиссер Кристоф Гроссер (Швейцария), дирижер Стефан Линев (Болгария) и российский художник Игорь Гриневич.

Татарский академический театр оперы и балета уже более десяти лет с неизменным успехом представляет свои спектакли в Западной Европе. Там видели и слышали, пожалуй, все премьеры последних сезонов, но в качестве своеобразного рефрена через каждые два-три года - обязательно спектакль "Тоска", решенный, по сути, театрально-сценическими средствами середины ХХ века. Красивые исторические костюмы, живописные декорации замечательно воссоздают Вечный город - Рим 1800 года. Все остальное - музыка Пуччини и певцы-актеры. И, если у них получится растрогать публику, значит, спектакль состоялся.

Когда-то в Париже с неизменным успехом и много лет шла пьеса драматурга Викторьена Сарду "Флория Тоска" с великой Сарой Бернар. Это душещипательная драма о любви на фоне исторического сюжета, где все главные герои погибают. Но, как только в 1900 году появилась на тот же сюжет опера Пуччини "Тоска", об одноименной пьесе стали забывать, и в конце концов она тихо сошла со сцены. Пуччини знал, как задеть за живое публику: заинтересовать, поразить и растрогать. Но опера и спектакль - это, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Состав исполнителей трех главных партий в четверг меня заинтриговал: впервые на фестивале сопрано из московской "Новой оперы" Елена Поповская поет титульную роль, впрочем, как и тенор Боннской оперы Георгий Ониани (Каварадосси), и никогда не певший в Казани партию Скарпиа солист Мариинского театра Владимир Ванеев. Насколько я знаю, до встречи в Казани кое-кто из них даже не был знаком друг с другом... И вот фестивальное чудо: у всех все получилось. Хотя раскрою секрет театрального закулисья и скажу, что на репетиции мало что сходилось - все были, как говорится, на нервах. Полагаю, что именно этот самый нерв и класс артистов дали искомый результат. Не могу не отметить со знаком плюс хор (хормейстер - Любовь Дразнина) и оркестр под управлением главного дирижера театра Рената Салаватова. И последнее... Кем-то верно подмечено, что спектакль сотворяют не только те, кто на сцене, но и публика. Она в Казани не похожа, скажем, на московскую. Хотя столица Татарстана, поверьте, живет такой же насыщенной театрально-концертной жизнью, как Москва или Петербург. Но я, гость Казани, подметил, что здешняя публика приходит в театр в каком-то приподнятом, особом настроении и даже старается одеться как влюбленные на первое свидание. У поэта Андрея Дементьева есть такие строчки: "Кто-то пусть гениально играет на флейте, но ведь песни берет он из вашей души". Это и о казанских меломанах, получивших, судя по овациям в адрес артистов, удовольствие от спектакля "Тоска". А в пятницу была опера Мусоргского "Борис Годунов" - так называемая "шаляпинская" опера, сегодня - "Искатели жемчуга" Бизе. Но это уже совсем другие истории.

Николай РЫБИНСКИЙ, специальный корреспондент радио "Орфей" (Москва).