Вечерняя Казань / № 32 (3806) / Горячие материалы / Глас вопиющего о выборах
Их не догонят
Глас вопиющего о выборах
По итогам общероссийского избирательного дня 1 марта Татарстан стал абсолютным лидером по количеству голосов, полученному "Единой Россией", и по количеству сообщений о нарушениях.
Уже вчера председатель Центризбиркома России Владимир Чуров сообщил, что на выборах в Госсовет Татарстана за ЕР осталось 79,5 процента - это самый высокий показатель партии власти среди девяти субъектов РФ, где в воскресенье избирали региональные парламенты. Кроме "Единой России" проходной барьер в Татарстане преодолела лишь КПРФ (чуть больше 11 процентов, что равнозначно 6 депутатским мандатам), в остальных восьми парламентах будут представлены по 3 - 4 партии.
А на независимую общественную "горячую линию" "Прозрачные выборы", организованную Ассоциацией "ГОЛОС" (неполитическая некоммерческая организация, учрежденная в 2000 году для защиты прав российских избирателей и развития гражданского общества и работающая в 40 регионах России), из Татарстана поступило 75 сообщений о различных нарушениях в ходе этих выборов. Это максимальный показатель среди 16 регионов, откуда приходили такие сообщения. Исполнительный директор "ГОЛОСа" Лилия Шибанова заявила вчера в эфире радио "Свобода":
- Что касается Татарстана, здесь, я бы сказала, усилилась тенденция таких грязных выборов. Если мы какое-то время даже говорили, что Москва и Московская область, Санкт-Петербург начинают перегонять Татарстан по грязи выборов, то эта кампания Татарстан вернула в свое русло.
Каково внутри этого русла независимому кандидату, рассказали вчера на организованной "ГОЛОСом" в Казани пресс-конференции Насима Столярова, Александр Салий, Александр Штанин, Тауфик Васильев, член участкового избиркома с правом совещательного голоса Гузель Волкова и корреспондент "Гражданского голоса" Руслан Зинатуллин.
Топография русла
Помещения для голосования были оборудованы таким образом, что в поле зрения наблюдателей не могли находиться одновременно место выдачи бюллетеней, кабины и урны для голосования, утверждает кандидат по Чуйковскому округу Насима Столярова: "Урны стояли от наблюдателей на расстоянии двадцати метров, причем человек, опуская бюллетени в урну, стоял спиной к наблюдателям, так что увидеть, какое количество бюллетеней он опустил, было практически невозможно".
- Я сама обращалась с просьбой, чтобы урны хотя бы повернули по оси и они находились бы в поле видимости, мы собрали акты со многих участков и обратились в суд. Председатели комиссий и суд мне отказали, причем на суде представитель избиркома доказывал, что это пожарная служба требовала, чтобы урны стояли именно так!
Не лишнее требование, гарантирующее от самовозгорания страстей, каковое ведь не исключено, если публика, внимательно наблюдая за руками фокусника, увидит вместо пустого цилиндра - цилиндр с загодя припрятанным там упитанным кроликом! При этом, как утверждают цирковые старожилы, не было еще случая, чтобы фокусник был разоблачен со спины.
Впрочем, уверяют, что есть и другие способы разоблачения подобных фокусов. В частности, это подсчет наблюдателями количества людей, получивших бюллетени для голосования, и сравнение этого показателя с количеством проголосовавших, указанным в итоговом протоколе избиркома. Так вот, столяровские наблюдатели и члены комиссий с совещательным голосом обнаруживали в итоговых данных участковых избиркомов бюллетеней на 300 - 700 больше, чем сами они зафиксировали получивших бюллетени...
- Мои наблюдатели составили акты, что на многих участках бюллетени брали и уносили их в другую комнату, - сообщила Насима Столярова. - Там они находились где два, где три часа, а потом выносились в общий зал. А на 239-м участке за два часа до закрытия был вброс бюллетеней, акт был составлен, и - редчайший случай! - председатель комиссии не только подписал акт о том, что был вброс, но и печать поставил!
Столярова сообщила, что считает этот акт основанием для отмены результатов выборов на этом участке и готовит обращение в суд по этому поводу.
Затейливой ловушкой - нет, не для кролика, а для представителя независимого кандидата - стал избирательный участок в больнице №7, той самой, которой руководит победивший по итогам выборов кандидат от "Единой России" Марат Садыков. Поскольку избиратели на этом участке - больные в буквальном смысле, то многим оказалась нужна переносная урна для голосования. Представителю Столяровой, по ее словам, отказали в просьбе сопровождать эту урну вместе с членами избиркома, потому что у него не было халата, бахил и маски... Словом, урну понесли по страждущим, не дожидаясь, пока группа поддержки купит и доставит предметы сангигиены. Затем столяровский представитель продолжал фиксировать будни избирательного процесса на видеокамеру, но это не пошло ему впрок: при подсчете голосов он обнаружил, что камера пропала. Написали заявление в милицию, но камера тем временем нашлась... в корзине для использованных бахил и уже без записей.
Непонятными словами не выража...
- Власть сверху уже не управляет процессом, - считает Александр Штанин, кандидат по Габишевскому округу. - В нынешних условиях единственный выход - вернуть доверие людей, но власть его отвергла теми негодными средствами, которыми пользовалась во время своего существования, причем в самом примитивном виде.
В его активе - около трех десятков жалоб в территориальный избирком в ходе нынешних выборов. Штанину и его представителям удалось около полутора часов удерживать стратегическую точку в трех метрах от места подсчета голосов на 326-м участке. Правда, во-первых, он честно признается, что все равно они ничего не увидели, кроме тыльной части членов комиссии с правом решающего голоса, плотно обступивших стол с бюллетенями. А во-вторых, все это время комиссия не считала бюллетени, а только жаловалась, что г-н Штанин и его представители не дают им спокойно это делать. Наконец, их изгнали с помощью превосходящих сил в штатском и с мотивировкой "мешают работе комиссии". Хотя, простодушно замечает кандидат, "мы ничем им не мешали, а только пытались смотреть".
- Данные, зафиксированные в протоколах, проверяются теми данными, которые получены в ходе exit poll (социологических опросов избирателей на выходе из избирательного участка), - заметил Александр Штанин. - Социологическая группа академика Беляева, которой я доверяю (этой группе доверял и Центризбирком РТ, поручив ей проведение социсследования перед предыдущими выборами в Татарстане. - М.Ю.), опросила 5 тыс. избирателей в моем округе. По троим кандидатам округа теперешние официальные данные совпадают с точностью до полупроцента с данными, полученными по экзит-полам. А вот относительно главврача 18-й больницы Растяма Бакирова и меня опрос избирателей и официальный итог разошлись кардинально! До обеда 41 процент опрошенных проголосовал за меня, 41,8 - за него, а после обеда 40,5 процента опрошенных сообщили, что голосовали за меня, и 39,6 процента - что за Бакирова... По официальным результатам выборов, я получил 25,9 процента, а Бакиров - 56,8. Показатели моего конкурента оказались больше настолько, насколько меньше - у меня.
К слову, в другом из двух округов, где проводились exit poll, Декабристском, эти опросы на выходе показали едва ли не более забавный результат. Как сообщил руководитель опроса в этом округе, доцент КГТУ кандидат политнаук Алексей Богачев, 33,6 процента опрошенных избирателей заявили, что проголосовали за выдвиженца "Единой России" депутата гордумы Казани Марию Горшунову, и лишь 19,9 процента - что отдали свой голос самовыдвиженцу, также депутату гордумы Фариду Мифтахову. Казалось, здесь-то в кои веки и сошлись планы партии и чаяния народа... Но и то, и другое немедленно разошлось с итогом, подведенным избиркомом: у г-жи Горшуновой осталось лишь 20,6 процента голосов, а у г-на Мифтахова их оказалось 39,3 процента!
Выборы снова опасны для здоровья
Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса Гузель Волкова была тем человеком, благодаря которому Насима Столярова располагает актом о вбросе бюллетеней на участке №239. Для нее этот день, 1 марта, закончился в травмпункте.
- Незадолго до закрытия участка откуда-то пришло много неизвестных людей, которых не было в списках, - рассказала она. - Я попросила председателя комиссии пояснить, за чьим голосованием мы сейчас будем наблюдать. Мне сказали: "Это не ваше дело". Когда начался подсчет голосов, другие члены комиссии закрыли от меня спинами стол с бюллетенями. Я пыталась смотреть. Какой-то парень стал говорить, что я мешаю, я спросила, кто он такой, ответил, что представитель ЛДПР. Подошли несколько человек другой стороны, и все вместе стали меня оттаскивать. Я стала звонить в ЦИК...
Выборы у нас проводятся чаще всего в школьных спортзалах, и это придает избирательным баталиям в наших краях большую зрелищность. Волкова, например, схватилась за "шведскую стенку":
- Тогда они кучу-малу устроили: разом навалились на меня сверху. Наконец, председатель комиссии Бондарев Игорь Юрьевич сказал, что я ему уже надоела: "Выведите ее!". Я продолжала: "Представьте акт, на основании чего вы будете меня выводить!". Подбежали работники милиции, и мне стали выворачивать руки. Наконец, всей этой компанией человек в десять они оторвали меня от этой стенки и выбросили из зала. Я пыталась забрать с собой одежду и сумку, но у меня вырвали это из рук и выбросили меня на улицу.
В общем, "шведская стенка" подвела, поскольку была не атрибутом пресловутой шведской демократии, а всего-навсего гимнастическим снарядом. Гимнастическая скамейка в избирательной хронике Татарстана уже фигурировала - на выборах в Госдуму РФ. Тогда за нее пытался удержаться кандидат в депутаты от КПРФ Фарид Хабибуллин, которого тоже выбрасывали с избирательного участка в Казани за неуместные вопросы. "Но меня все-таки выбросили в коридор, - рассказывал он "ВК" (номер от 5 декабря 2007 г.), - я попал в оконную раму, головой пробил стекло. Все лицо было изрезано. И тут у меня случился сердечный приступ". В конце того месяца он умер прямо на улице, возвращаясь из прокуратуры, где пытался добиться возбуждения уголовного дела по факту своего избиения. Дело возбуждено не было.
К счастью, Гузель Волкова пострадала не так сильно - отделалась синяками. Правда, получить справку по всей форме в травмпункте не удалось: при ней не было документов, ведь выбросили ее с избирательного участка, не дав забрать одежду и сумку... С заявлением г-жи Волковой предстоит разбираться Ново-Савиновскому РУВД Казани.
Марина ЮДКЕВИЧ