Вечерняя Казань / № 39 (3813) / Субботний репортаж / Чем новое купить, лучше старое починить

Чем новое купить, лучше старое починить

Казанские сервисные центры по ремонту аудио-, видео- и бытовой техники столкнулись с так называемой проблемой-2009: почти одновременно у граждан вышли из строя микроволновки, пылесосы, DVD-плееры, приобретенные во времена экономического подъема, а "перезагрузка" квартир новой техникой не всем по карману.

Проблема-2009 возникла не на пустом месте. По оценкам экспертов, срок использования бытовой техники эконом-класса - 5 - 7 лет. А учитывая, что покупательная способность граждан была особенно высока в 2002 - 2004 годах, сейчас самое время сменить старое на новое. Но кризис не тетка, вот и стараются люди продлить жизнь старой технике до лучших времен.

- Поток клиентов заметно увеличился, - говорит и.о. исполнительного директора сервисного центра ООО "Фирма Александр и К" Эльвира Гайнуллина. - Сейчас люди приносят даже то, что раньше бы просто выкинули. Вот недавно мы утюг принимали. Что уж им гладили, не знаю - подошва была вся черная. Клиент попросил ее заменить. Многие сейчас на доставке экономят: сами привозят и увозят даже самую габаритную технику. А некоторые пытаются даже запчасти сами поставить. На днях женщина стиральную машину в ремонт сдала, и выяснилось, что там одну важную деталь надо заменить. Так хозяйка интересовалась, нельзя ли заплатить только за деталь. Дескать, муж сам все сделает. Но мы посоветовали все-таки доверить ремонт профессионалу.

Правда, не все клиенты прислушиваются к советам. Поэтому и попадают в разряд постоянных. Например, мастера этого сервисного центра в прямом смысле носом чуют заказ, который им не раз приходилось выполнять для пожилого клиента - хозяина телевизора и... кота. Причем в отличие от Матроскина из мультика про Простоквашино, которому телевизор природу заменил только в эстетическом смысле, кот пенсионера использует технику для своих природных нужд в прямом смысле. Сколько раз клиент, радостно забирая из сервиса отремонтированный телевизор, клялся, что теперь ни за что не подпустит к нему кота, но увы... Зато и кот, и клиент довольны обслуживанием.

Пока корреспондент "ВК" общался с Эльвирой, приемщицы сервисного центра общались с клиентами. Ирек Садыков принес в ремонт отечественный кухонный комбайн. Но ему вынуждены были отказать: запчастей к нему сейчас нигде не найти. Мужчина не удивился. "Нам с женой этот кухонный комбайн на свадьбу подарили 11 лет назад, - объяснил он. - А сломался он только сейчас. Я было пробовал сам починить, не получилось. Жалко, что выбрасывать придется". Еще бы не жалко! Ведь получается, прослужил он хозяевам верой и правдой аж два срока. Умели же раньше делать!

Но и те комплектующие, которые пока еще не сняты с производства, клиенту зачастую приходится ждать дольше, чем раньше.

- К сожалению, кризис коснулся и поставщиков запасных частей и комплектующих, и некоторые компании из-за нерентабельности сейчас уходят с рынка, - говорит Эльвира Гайнуллина. - Наш сервисный центр двух поставщиков уже потерял. Сейчас срочно ищем новых. Сотрудники объясняют клиентам, что срок ремонта продлился не по нашей вине. Правда, не все понимают. Жалуются, претензии выставляют.

В сервисном центре "Техника" тоже стараются как-то решить проблему-2009. А замдиректора по сервисному обслуживанию Миляуша Шайхиева поделилась с корреспондентом "ВК" еще одним грустным наблюдением: некоторым клиентам теперь не хватает денег даже на ремонт. Правда, это касается техники стоимостью от 5 тысяч рублей и выше, запчасти к которым тоже нынче дороги.

- Ведь если раньше СВЧ-печь в среднем стоила 2 - 3 тысячи, то сейчас все 5 - 6, - объясняет Миляуша. - Соответственно, прибавили в цене и комплектующие к этой печи. Мы проводим диагностику, и выясняется, что ремонт клиенту обойдется чуть ли не в ту же цену, за которую он когда-то купил товар. Конечно, люди говорят: спасибо, нет. Дескать, пусть полежит до лучших времен. Причем некоторые даже не забирают свою технику домой. Так что мы в самом прямом смысле завалены заказами. Зато нашим мастерам безработица не грозит. По крайней мере, в ближайшее время. Хотя наш бизнес, как ни парадоксально это звучит, напрямую зависит от того, хватит ли у людей денег на покупку новой техники. Ведь она все равно рано или поздно ломается...

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Елена МЕЛЬНИК