Вечерняя Казань / № 53 (3827) / Политика / В пользу потерпевших

Законодательная инициатива

В пользу потерпевших

Госсовет Татарстана предлагает защитить каждого десятого жителя России

Татарстанский парламент готовится выступить с проектом изменения Уголовно-процессуального кодекса России и федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ". Основной смысл изменений в том, чтобы право на бесплатную защиту в уголовном процессе имели не только подозреваемый и обвиняемый, но и потерпевший.

Право на профессионального адвоката "по назначению" (т.е. такого, чьи услуги оплачиваются из бюджета) должно быть обязательно предоставлено потерпевшим детям, больным или бедным, считают татарстанские законодатели. То есть речь идет о тех случаях, когда жертва преступления - несовершеннолетний или по своему физическому либо психическому состоянию не может самостоятельно защищать свои интересы, а также если в семье потерпевшего среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. "Бесплатного" адвоката - представителя потерпевшего предлагается допускать к делу на всех его стадиях, начиная с производства дознания.

В конце прошлого года законопроект уже прошел предварительное обсуждение в комитете по законности Госсовета РТ прежнего созыва. Как сообщил "ВК" нынешний председатель комитета Шакир Ягудин, с этой законодательной инициативой в татарстанский парламент обратился уполномоченный по правам человека в РТ Рашит Вагизов. Но сама высокая идея, как водится, вначале возникла в верхних слоях российской политической атмосферы, а уж делом чести татарстанских законодателей стало уловить ее первыми и предъявить общественности как продукт собственных неутомимых раздумий об облегчении жизни народа.

- В прошлом году уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин был на приеме у президента Дмитрия Медведева, - напомнил "ВК" Шакир Ягудин, - и среди ряда вопросов поднял вопрос о потерпевших, что их права даже меньше защищаются, чем права обвиняемых. А президент в ответ заявил, что для справедливого рассмотрения уголовных дел нужно, чтобы права потерпевшего были защищены... В самом деле, потерпевшие чаще всего не понимают юридических нюансов, не знают своих прав в полном объеме и, случается, уже постфактум узнают, что вот, оказывается, можно и нужно было требовать того-то, а теперь время упущено... Есть такая статистика, что каждый десятый житель России ежегодно становится потерпевшим. Словом, давно назрел этот вопрос.

Прокуратура, которой в судах приходится выполнять фактически функцию защиты прав потерпевших, согласна, что потерпевшим и другие защитники не помешают. На вопрос "ВК" об оценке разумности нынешней законодательной инициативы прокурор Татарстана Кафиль Амиров ответил:

- Как видно из истории права, наше уголовно-процессуальное законодательство развивается неравномерно. Сначала, стремясь защитить "угнетенный класс", законодатель лишил подпадающих под уголовную ответственность всякой защиты, чуть ли не автоматически объявляя их "врагами народа". Затем, осознав весь ужас уголовных преследований времен репрессий, законодатель с началом демократических преобразований в нашей стране дал другой "крен". Сейчас защита подозреваемых и обвиняемых, их возможность воспользоваться декларированными им правами находится на очень высоком уровне. А вот защите прав потерпевшей стороны, которая должна быть в первую очередь защищена, законодатель, по моему мнению, не уделил такого же внимания. Я полагаю, что потерпевшая сторона должна иметь те же гарантии защиты своих прав и ту же возможность воспользоваться помощью квалифицированных юристов. Поэтому я полностью поддерживаю законодательную инициативу Госсовета республики.

Слово "потерпевший" у нас чрезвычайно многозначительно. С одной стороны, словообразующий признак прошедшего времени вроде как обнадеживает, что худшее для этого субъекта уже совершилось... Но с другой стороны, это может обнадежить разве что иностранца, едва приступившего к знакомству с русским языком и российской действительностью. В действительности потерпевшему от преступления после этого еще терпеть и терпеть! Пока возбудят и расследуют уголовное дело, пока в суде прокурор будет состязаться с защитником обвиняемого... И это еще если дело вообще дойдет до суда, а не развалится на полдороги. В общем, дай Бог терпения.

Практикующие адвокаты, к которым "ВК" обратилась за оценкой, оказались согласны в том, что предлагаемое новшество потенциально весьма полезно, но... С какой неразрешимой трудностью сейчас имеет больше всего шансов столкнуться россиянин, которого угораздило оказаться потерпевшим? Это, к сожалению, хорошо известно: с попыткой не возбудить уголовное дело. Здесь, кажется, как раз и необходимы качества профессионального адвоката: хорошее знание законов и настойчивость в требованиях их применить... Однако будет ли так уж настойчив "бесплатный" защитник?

Но в любом случае, говорят практики, лучше уж такой, чем никакого. К тому же "бесплатность" все же относительная: услуги, которые не будут стоить потерпевшему ни копейки, предлагается оплачивать из бюджета России из расчета от 275 до 1100 рублей за день работы (а в ночное время и в нерабочие дни - по двойному тарифу). Здесь-то в этом русле гуманизации уголовного процесса и кроется главный подводный камень.

- Идея этого законопроекта уже была согласована прежним комитетом в аппарате Госдумы РФ, так что вероятность его принятия есть, - говорит Шакир Ягудин. - Но после того как Госсовет Татарстана утвердит обращение в Госдуму с этой законодательной инициативой (а это, вероятно, произойдет на ближайшей сессии), потребуется заключение правительства РФ. А оно весьма неохотно дает положительные заключения там, где новшество требует выделения дополнительных средств из бюджета. Тем более кризис сейчас... Могут сказать: "Столько терпели и еще потерпят".

Марина ЮДКЕВИЧ