Вечерняя Казань / № 55-56 (3829-3830) / Политика / Рустам Минниханов провел мастер-класс для журналистов
Пресс-тур
Рустам Минниханов провел мастер-класс для журналистов
В среду Рустам Минниханов встретился с участниками пресс-тура, организованного Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) в рамках Недели российского бизнеса, и с легкостью продемонстрировал, что он куда лучше этих журналистов понимает, что интересно их читателям и зрителям. Это были корреспонденты Reuters News, Moscow Times, Business New Europe, информационного агентства Bloomberg, телеканалов Russia Today и "Вести", хотя в ходе встречи могло показаться, что практически все они с таким же успехом могут работать в официальной татарстанской прессе.
"Вы иногда больше нас знаете. Иногда мы сами из СМИ узнаем о себе..." - по тону, каким премьер начал общение, было понятно: он не исключает, что из корреспонденций участников этой встречи ему придется узнать о себе еще что-нибудь, и не факт, что приятное.
- Президент РСПП Александр Шохин попросил нас по-честному рассказать о том, что происходит в стране, что происходит с промышленностью, с экономикой, - начал председательствующий над журналистской половиной стола глава коммуникационной группы "Пресс Холл" Михаил Дворкович (более известный как брат помощника президента РФ Аркадия Дворковича).
Обещание разбора "по-честному" и в самом деле могло встревожить любого регионального руководителя... Но не успело.
- Мы убедимся, что нам живется легче, чем всему остальному миру! - без паузы продолжил г-н Дворкович. - Мы в этом убедились, побывав в Екатеринбурге, и отсюда с тем же уедем, и убеждены, что такие же впечатления получим и во всех остальных регионах!
Нельзя сказать, что это было действительно по-честному, как минимум по отношению к г-ну Минниханову. Все-таки он, это было видно, настраивался на бодрящий поединок, а оказался в положении человека, которого выпустили на ринг в боксерских трусах, майке, перчатках и шлеме, а там обнаружился не достойный противник, а шуточный приз за самый элегантный вечерний костюм... И отступать было некуда: в плане стояла демонстрация гостям "универсиадского" ролика-презентации Казани.
- Фильм получился неплохой, но это как бы антураж... А мы хотим рассказать о конкретных вещах, инновационных, которые улучшают наш имидж... - Рустам Минниханов, даже обнаружив, что условный противник сдался без боя, хотел чистой победы.
На поле был выведен резерв. Резерв, а точнее - включенный в кадровый резерв президента РФ директор Центра информационных технологий РТ Николай Никифоров представил "электронное правительство" Татарстана - информационный портал органов власти республики. Гости, со своей стороны, активно приступили к закреплению убеждения, что жизнь прекрасна, несмотря на кризис, - а именно, к потреблению чак-чака.
- Когда мы в России разрабатывали проект "Электронное правительство", мы сами не верили, что это возможно реализовать! У меня сейчас шок! Это единственный регион, где это реализовано. Я и сейчас до конца не верю... - воскликнул Михаил Дворкович.
Это признание, сделанное, конечно, в состоянии, близком к аффекту, убийственно характеризовало степень реалистичности проектов, разработка которых финансируется федеральным бюджетом. Но в нем звучала как бы и нота сомнения относительно реальности татарстанского проекта... И премьер не мог не уничтожить этого сомнения прямо на месте.
- У меня "БлэкБерри", - продемонстрировал он свой коммуникатор (примерно такой же, с каким прошел свою президентскую кампанию Барак Обама), - я нажимаю вот здесь и отправляю поручения любому члену правительства. Могу ему на iPhone отправить, могу - на контроль... Электронный ключ есть у каждого, они могут мне ответить...
Последние очаги сомнения, если они еще оставались, должны были быть подавлены сообщением, что Анатолий Чубайс, гостя недавно в Казани, заказал себе загранпаспорт посредством нашего "мобильного киоска" госуслуг... Но г-н Минниханов, развив наступление, не мог остановиться и продолжал демонстрировать возможности своего "БлэкБерри":
- Я заказал подсчитать индекс промышленного производства у нас за январь-март. Вот, пожалуйста! 84,1 процента...
Так процесс доказательства невиданного подъема информационных технологий в Татарстане невзначай вылился в демонстрацию падения реальной экономики...
Премьер договаривал еще по инерции, что пользование такими технологиями есть вопрос навыка, и для этого не надо быть даже очень уж умным, но видно было, что настроение у него уже стало снижаться в соответствии с названным индексом... "Но если не очень умный, то в правительстве такой ведь не окажется?" - услужливо подсказал кто-то из гостей. "Самые умные - они не в правительстве. Они в другом месте", - вполголоса сказал г-н Минниханов. Имел в виду, конечно, что в условиях экономического кризиса, который может перерасти в социальный, кресло в правительстве, а особенно во главе правительства, становится не самым комфортабельным местом.
Ответ на вопрос Reuters News "Как кризис уже повлиял на вашу республику и какова ваша стратегия выхода из кризиса?" был достаточно формальным. Премьер-министр перечислил сферы, которые пострадали от кризиса - в итоге в этом перечне оказались почти все сферы экономики Татарстана.
- Сказать, что все хорошо, нельзя, - резюмировал Минниханов, - сказать, что все так уж плохо - тоже нельзя... Но по бюджету первого квартала уже порядка 8 миллиардов минус. На кассовые разрывы получаем кредит Минфина России. Конечно, хочется большего... но нас слышат и нам помогают. Будем и сами порядка 30 миллиардов за счет инвестиционных программ сокращать... Надеемся, что кризис откуда пришел... - он сделал паузу и продолжил: - оттуда он и начнет стабилизироваться.
И подтвердил: надежда - на американскую экономику. Тут гости вспомнили про малый бизнес: как, мол, с ним-то?
- О чем мы говорим, там у нас всегда бардак, - мрачно констатировал г-н Минниханов. - Вот мы говорим "малый бизнес", "средний класс"... А у нас есть олигархи и бедные! Это мы должны стимулировать, чтобы появился средний класс.
Но и из этой, казалось бы, безнадежно тупиковой ситуации премьер вырулил обратно на столбовую дорогу достижений Татарстана: принялся рассказывать о технопарках и индустриальных площадках.
Ситуация близилась к парадоксальной: вопросы журналистов становились все комплиментарнее, будто им передавалась пресная сладость потребленного чак-чака, а ответы премьера - все острее и критичнее, так, будто единственным журналистом в этом зале был он сам. Честь корпорации поддержал корреспондент "Рейтера", заявив, что хочет спросить "про Елабугу":
- В прошлом году я прочел, что китайская "Great Wall" раздумала строить там завод. Что там случилось?
"Вы опасные люди! - Рустам Минниханов вроде даже как-то обрадовался. - Вам правду скажешь - вы еще пуще напишете, не скажешь..." и выбрал среднее:
- Мы считали и считаем, что китайский завод мог быть там. Мы представили необходимую поддержку, но их вышестоящее руководство посчитало, что этот проект им пока неинтересен. Но наша сторона этот проект поддержала.
То есть из арсенала приемов, заготовленных для этого международного интервью, хотя бы дипломатический такт г-ну Минниханову проявить удалось. Другим достойным упоминания был вопрос о ситуации с Казаньоргсинтезом (на прошлой неделе международное агентство S&P в очередной раз снизило его кредитный рейтинг с прогнозом "Негативный", и ходят упорные слухи о готовящемся поглощении его кредиторами).
- Ну да, они привлекли иностранные кредиты, всего они привлекли один миллиард (рублей. - М.Ю.)... Завод такой чтобы построить, нужно 10 миллиардов, не меньше! Ну, восемь миллиардов, - сделал скидку премьер. - Для такого завода эта кредитная нагрузка - копейки, он все свои обязательства выполнит! Но на беде некоторые хотят строить свое благополучие. А сегодня все должны помогать друг другу.
Таким образом, вопрос о возможности ухода Казаньоргсинтеза из-под контроля татарстанских собственников является вопросом свободы совести кредиторов. Слабая опора... Вообще, ближайшие перспективы, похоже, Рустама Минниханова не радуют.
- Я думаю, девятый год - он пропал, - признался он, хотя вопроса о продолжительности кризиса ему никто так и не решился задать. - С десятого года будут некоторые улучшения. Вот таково мое мнение.
Зато его спросили: "А кто будет следующим президентом?".
- Это к Медведеву, он это лучше знает... А, - спохватился премьер, - вы о Татарстане? Правительство кадровыми вопросами не занимается, занимается хозяйством.
"Я 10 лет премьер-министром работаю... Если бы этими вопросами занимался, столько бы не работал", - добавил он, и это была глубокая мысль. Если в России когда-нибудь задумают издать сборник афоризмов, увеличивающих продолжительность жизни во власти госчиновников высшего звена, эта формула Рустама Минниханова должна быть использована в качестве эпиграфа.
Марина ЮДКЕВИЧ