Вечерняя Казань / № 59 (3833) / Политика / Прокуратура и МВД поделились с депутатами своим видением кризиса

В Госсовете РТ

Прокуратура и МВД поделились с депутатами своим видением кризиса

Вчера на заседании комитета по законности и правопорядку Госсовета РТ прокурор РТ Кафиль Амиров и замминистра внутренних дел по РТ Ренат Тимерзянов совместными усилиями погрузили новых депутатов в текущие проблемы законности и правопорядка. Из потока этой информации законодатели вынырнули с решимостью проводить медосвидетельствование на употребление наркотиков.

На предложение председателя комитета Шакира Ягудина продлить время, отведенное прокурору, Кафиль Амиров отреагировал с профессиональным (т.е. специфичным) юмором: "15 минут - не 15 лет, так что я согласен". Но главным в его выступлении была, конечно, не продолжительность, а неотвратимость правовых последствий.

- Буквально вчера, - сообщил г-н Амиров, - я подписал приказ, и произошла реорганизация аппарата прокуратуры республики. У нас создано управление по надзору за законностью.

Начальником управления назначен Марат Шараев, до сих пор - старший помощник прокурора РТ по надзору за исполнением законов о нацпроектах. Первый из отделов нового подразделения будет надзирать за законностью правовых актов и за законностью в социальной сфере. Второй займется тем же в сфере экономики и экологии, третий - в сфере налогового и бюджетного законодательства... Четвертый же откроет новое направление - надзор за законностью деятельности контролирующих органов: в рамках защиты субъектов предпринимательства прокуратуре начиная со второго полугодия этого года отводятся полномочия давать разрешения на всевозможные внеплановые проверки бизнеса. Так что с 1 июля уже никто не сможет кошмарить бизнес без санкции прокуратуры.

"Генеральный прокурор сформулировал следующим образом: кризис в экономической сфере не должен перерасти в кризис в социальной сфере", - обозначил новую ситуативную задачу прокуратуры Кафиль Амиров. Кто в России первым сформулировал эту задачу - сказать сложно, но этой формулой без ссылки на автора успели воспользоваться многие, включая Минтимера Шаймиева, но исключая Анатолия Чубайса, который сказал: вполне может перерасти... Прокурор Татарстана, таким образом, оказался едва ли не единственным, кто воздержался от присвоения чужой интеллектуальной собственности, чьей бы она в конце концов ни была...

- На сегодня нет более важной задачи, чем соблюдение трудового законодательства, - продолжил Амиров. - Только за истекший период этого года благодаря вмешательству прокуратуры выплачено заработной платы на сумму около 100 млн рублей. Возбуждено три уголовных дела в отношении руководителей, которые злостно не выполняют эту обязанность. Прокурором Казани направлено в суд 495 исков и заявлений на сумму около10 млн рублей.

Самым сложным при этом, не умолчал г-н Амиров, остается сделать так, чтобы работники получили на руки не только решение суда о выплате им зарплаты, но и саму зарплату. "За первые три месяца этого года в органы прокуратуры обратились около 8 тыс. человек, это на одну пятую больше, чем в прошлом году, - сообщил он. - И 60 процентов обращений - по трудовым вопросам. К сожалению, 45 процентов этих обращений находят свое подтверждение. Между тем ученые считают, что нормальный уровень подтверждения обращений - 7 - 10 процентов, и если показатель зашкаливает за этот уровень - значит, происходит неблагополучный процесс..." Вот до чего кризис доводит: почти половина граждан в общении с прокурором стала говорить чистую правду и ничего, кроме правды!

Этот кризис, еще даже не переросши в социальный, запросто может перерасти в криминальный, дал понять замминистра и начальник криминальной милиции РТ Ренат Тимерзянов. Он напомнил, что по итогам первого квартала этого года уровень преступности в Татарстане в очередной раз снизился, но:

- Приходится констатировать, что мы можем достаточно быстро растерять все эти положительные результаты!

Это произойдет, практически обещал г-н Тимерзянов, если со второго квартала сократить финансирование республиканской программы профилактики правонарушений. Как раз о такой возможности доходят сейчас сведения из Минфина РТ, занятого корректировкой расходов ведомств исходя из кризисного дефицита доходов, а каждое из ведомств старается подоходчивее рассказать, к каким тяжким последствиям приведет сокращение именно его бюджета.

- Вы видите, насколько развился спорт в республике, в том числе и на очень высоком уровне... - казалось, Ренат Тимерзянов намерен был высказаться о пользе спорта для профилактики правонарушений, но повернул эту тему неожиданной стороной: - Так что мы вынуждены большие силы и там держать!

Это правда: что для организаторов всевозможных чемпионатов в Казани - свидетельство развития спорта в Татарстане, то для охраны общественного порядка - чрезвычайная ситуация... Впрочем, насколько бы серьезными ни были резоны МВД (как и любого другого ведомства) в пользу сохранения финансирования той или иной программы во время кризиса, сочувствие республиканского парламента в его нынешнем виде ничего не значит. Его дело - голосовать за изменение бюджета, но характер этого изменения определяет минфин.

Законопроект "О профилактике наркомании и токсикомании" на состояние бюджета не влияет (материальные затраты уже заложены в различных бюджетных программах), так что его одобрение комитетом можно было заранее считать делом решенным. Оно и было решено без дискуссий. На этот проект возложена важная задача: он должен впервые хоть как-то узаконить татарстанское ноу-хау - медосвидетельствование школьников и студентов (а заодно и всех работников, подлежащих по федеральному законодательству обязательным медосмотрам) на предмет употребления ими наркотиков. Татарстанская законодательная новелла сформулирована максимально туманно - все-таки между обязательным медосмотром, предусматриваемым федеральным законодательством, и медосвидетельствованием нарколога, федеральным законодательством в обычных случаях не предусматриваемым, есть разница, но главное сделано: проверка "на наркотики" вводится в законодательное поле.

Марина ЮДКЕВИЧ