Вечерняя Казань / № 60 (3834) / Авто / Мото / Особо охраняемая интеллектуальная собственность АСУДД

Карты в руки!

Особо охраняемая интеллектуальная собственность АСУДД

Еще неделя - и на казанских дорогах начнут наносить разметку. Этот процесс, как правило, сопровождается разными казусами, хотя места нанесения разметки и установки дорожных знаков согласовывает множество ведомств, а организацию дорожного движения регулирует ряд стандартов.

Выясняя, откуда берутся "ляпы" в дорожной разметке, корреспондент "ВК" уже не раз пыталась увидеть утвержденную городскими властями и ГАИ карту Казани со схемой организации дорожного движения. Но в городской ГАИ кивали на муниципальное учреждение "Автоматизированная система управления дорожным движением", а схему не показывали. Как будто точное местоположение "кирпичей", "сороковников" и разделительных полос - военная тайна.

Ответ на вопрос, почему схему так секретят, нашелся в Интернете, на недавно открывшемся сайте АСУДД (http://asudd.ru). Самая посещаемая страничка на этом сайте - гостевая. На ней за три недели работы чего только уже не обсуждалось: и изменения организации движения на самых бойких магистралях, и целесообразность установки отдельных знаков и светофоров. Так вот один из посетителей - Боцман 26 марта спросил: "Где же сама карта с дорожными знаками, для чего вообще создан этот сайт?". И получил ответ: "Сайт создан, чтобы ознакомить людей с работой нашего учреждения... Карта дислокации дорожных знаков создавалась нами для внутреннего пользования и является интеллектуальной собственностью".

Звучит неожиданно, но сильно... Как тут не вспомнить анекдот: "В связи с тяжелым материальным положением инспектор ГАИ попросил начальника выдать ему переносной знак ограничения скорости на один месяц в личное пользование".

Не знаю, как поступил Боцман, но корреспондент "ВК" тут же открыла Гражданский кодекс. Поскольку сильно засомневалась, что так вот запросто можно объявить интеллектуальной собственностью и на этом основании засекретить организацию движения в городе. Выяснила, что в статье 1225 ГК РФ сказано, что интеллектуальной собственностью, которой предоставляется правовая охрана, являются в числе прочего и базы данных. Но засомневалась, что можно подвести под данное в кодексе развернутое определение базы данных информацию о местоположении дорожных знаков.

Точки над "i" расставил замруководителя пресс-службы горисполкома Лаззат Хайдаров. Он пояснил, что электронную версию дислокации дорожных знаков и разметки разработало ООО "Градиент" на основании муниципального контракта. Предприятие это коммерческое, значит, считаться интеллектуальной собственностью и охраняться эта разработка может. Но поскольку выполнена она на деньги налогоплательщиков, то возможность ее коммерческого использования оказывается под большим вопросом. "Насчет интеллектуальной собственности они просто неверно выразились", - заметил Хайдаров. Как чиновник, он продемонстрировал заинтересованность в том, чтобы этот полезный программный продукт стал доступным для населения, а как водитель - в том, чтобы это произошло как можно скорее.

Ни малейшего желания секретничать по поводу своего продукта, как оказалось, не имеет и гендиректор ООО "Градиент" Сергей Шишкин. Он в телефонном разговоре сказал корреспонденту "ВК": "Надеюсь, через месяц-два мы разместим эту схему на сайте горисполкома". Правда, заметил разработчик, некоторые данные, которые касаются не всех участников движения, а только АСУДД, к примеру, их внутренние коды, опубликованы при этом не будут.

Да, собственно, казанцам лишних сведений о непонятных им кодах и не надо.

В прошлом году, к примеру, чуть не все въезды во дворы перекрыли сплошной линией. Горожане, от которых сотрудники ГАИ требуют неукоснительно следовать разметке и знакам, имеют право убедиться, что требования законны.

Например, если бы у всех горожан был доступ к схеме организации движения, которую их заставляют соблюдать и на которой четко обозначены и знаки, и разметка, и где как на ладони видны количество и ширина полос, то уже на этапе разбора нарушения в ГАИ пришлось бы отменить большую часть постановлений о штрафах за езду и парковку на выделенных для общественного транспорта полосах. Поскольку в Казани мест, где такие полосы имеют право быть, - раз, два и обчелся.

Кстати, такая схема оказалась бы полезной и надзорным органам - той же прокуратуре для продолжения работы по восстановлению нарушенных некорректной разметкой прав участников движения... Впрочем, не потому ли эту схему и засекретили, что ее публикация вызвала бы много нежелательных вопросов?

Инна СЕРОВА