Вечерняя Казань / № 64-65 (3838-3839) / Политика / Депутаты повлияли на независимость Счетной палаты. В последний раз

На сессии Госсовета

Депутаты повлияли на независимость Счетной палаты. В последний раз

В среду Госсовет РТ, озаренный рассеянным светом кризиса, провел ряд мероприятий, особо актуальных в этом свете, то есть откорректировал налоговые ставки и закон о Счетной палате РТ и повысил свою осведомленность об антикризисных мероприятиях в Татарстане. Самое время: в мае парламенту уже предстоит утверждать новый вариант расходов республиканского бюджета-2009, которые подвергнутся существенному сокращению из-за невыполнения плана доходов.

Депутаты одобрили в первом чтении введение дифференцированных ставок в упрощенной системе налогообложения. Взамен бывшей 15-процентной ставки (единой независимо от вида деятельности) кабмин предложил установить 5-процентную для предприятий, занятых в основном обрабатывающим производством, производством и распределением электроэнергии, газа и воды, а также строительством, и 10-процентную - всем остальным субъектам "упрощенки". А для организаций, у которых не менее 70 процентов дохода возникает от деятельности в области обрабатывающих производств и НИОКР и не менее 10 процентов дохода от участия в оборонном госзаказе, решено на 4,5 процента снизить ставку налога на прибыль.

В условиях кризиса для власти естественно усилить контроль над финансовыми потоками. Обычно наши контролирующие органы выполняют функцию ритуального завитка на несущей конструкции (на опорные функции не влияет, но пусть будет - так принято, говорят...). Но это когда прочность бюджетной конструкции, обусловленная избытком "нефтяных" денег, сама по себе высока. Если денег мало, игры в ритуал должны закончиться. Чем меньше денег - тем больше контроля. И тем сильнее позиции того, кто реально контролирует поведение самих контролирующих органов.

Одобренные Госсоветом в первом чтении изменения закона о Счетной палате РТ не бросаются в глаза, но они явление именно этого стратегического порядка. И главное из вносимых изменений, разумеется, относится к кадровому вопросу и к тому кадру, который у нас решает все.

До сих пор предложение о досрочном освобождении аудитора, зампреда и самого председателя СП РТ от должности по дискредитирующим основаниям, то есть в случае "нарушения ими законодательства или совершения злоупотреблений по службе" мог внести как президент Татарстана, так и депутаты Госсовета (в группе инициаторов должно быть не менее трети от общего числа парламентариев). Измененный закон оставляет право на инициативу о досрочном прекращении полномочий руководства СП РТ исключительно президенту.

При том что по закону Счетная палата образуется Госсоветом, и он же избирает ее руководителей, о каких бы злоупотреблениях или, наоборот, контрольных доблестях этих руководителей ни шла речь, самому Госсовету теперь отводится лишь возможность согласиться с их отставкой, если президент это предложит. Как не вспомнить афоризм, давно имевший хождение в судейском сообществе: на независимость судьи больше всего влияет не то, кто его назначил, а то, кто его может снять...

В формате "правительственного часа" министр экономики Марат Сафиуллин отчитался перед парламентом об антикризисных мерах кабмина. Вопросы, заданные депутатами, и в особенности его ответы показали: антикризисные меры кабмина хорошие, но его антикризисные возможности - маленькие.

- Правительство радуется, что при общем падении ВРП хотя бы показатели энергетики растут, - констатировал Александр Таркаев, - но рост энергетики - это рост себестоимости остальных предприятий и, как следствие, новые потери для их конкурентоспособности.

И спросил, что правительство делает для изменения установленного Татэнерго порядка, при котором предприятия вынуждены оплачивать "заявленную мощность" вместо реально потребленной энергии, даже если реальный показатель в результате экономии намного ниже. Конкретного ответа г-н Таркаев не получил: вмешиваться в сферу интересов Татэнерго кабмин не намерен.

- Вскоре обещают вторую волну банковского кризиса, - Марат Хайруллин сослался на прогнозы в СМИ. - Какие меры упреждающего характера кабмин предусматривает?

Марат Сафиуллин уточнил, что прогнозируемая вторая волна - это не новое падение, а скорее проблемы с ростом: невозврат компаниями кредитов делает невозможным предоставление им новых кредитов, а без новых кредитов компаниям не выправиться... Но каким образом возможно это "упредить" на уровне полномочий правительства Татарстана, также осталось неизвестным. Скорее всего, из-за реального отсутствия у кабмина такой возможности - немедленно влить в татарстанские банки миллиард-другой.

- Осведомленность об антикризисных мероприятиях в РФ, согласно недавнему опросу, колеблется в пределах 50 - 56 процентов. Думаю, что в Татарстане она вряд ли больше, - нахмурился Фарид Мухаметшин. И обратился к министру экономики: - Думаю, что следующий ваш доклад здесь должен быть о выходе из кризиса и закреплении наших товаров на рынках.

Постарался, словом, дать понять, что хоть светлые перспективы пока не видны, но ведь и возможность их наличия не исключена.

Марина ЮДКЕВИЧ