Вечерняя Казань / № 71 (3845) / Образование / Учить лечить нужно хорошо

Из первых рук

Учить лечить нужно хорошо

На днях из Москвы пришло официальное уведомление об утверждении профессора Алексея Созинова в должности ректора Казанского медуниверситета.

- С ректором, избранным в декабре, в мае впору беседовать об итогах первых ста дней...

- Это если бы приступил к ней через месяц-полтора после избрания. Процедуры бывают не только медицинские, но и бюрократические. (Смеется.) В Минздравсоцразвития срок утверждения избранных ректоров оказался не регламентирован. В общем, времени на адаптацию у меня не осталось: так или иначе, но следующий учебный год должен начаться по-новому. Нет, даже уже вступительные экзамены...

- Вот с них-то и начнем. Тем более что разговоров о проблеме поступления в медицинский хватало всегда.

- Мне приходится слышать ежегодно: "У вас же там все расписано заранее!". А у нас, между прочим, нарастает проблема нехватки абитуриентов. Причин тому масса - и демографическая "яма", и низкие зарплаты врачей. И еще эта глупость, что к нам невозможно поступить "без блата" - это в пору ЕГЭ-то! Многие толковые ребята и их родители, уверовав в сию "безнадежность", даже не рискуют подавать документы. А ведь конкурс к нам давно не самый высокий, и мы вынуждены заниматься пиаром. Объяснять, как у нас здорово учиться, как широко поле исследований, где сможет реализовать себя молодой пытливый ум.

- Что, однако, не мешает набирать все больше платников...

- Обратимся к статистике. В Казанском медуниверситете сегодня обучаются 3726 студентов. Из них на коммерческой основе - 1100. Сразу отмечу, что 300 из этих платников составляют предмет нашей гордости - студенты-иностранцы, за некоторых из которых вносят деньги их государства. Прежде всего, желание иностранцев учиться в Казани подтверждает высокую репутацию нашей медицинской школы. Ну а мы имеем возможность это желание удовлетворить, поскольку способны читать на иностранном языке полный университетский курс. Но вернемся к вашим естественным сомнениям. Я точно так же наслышан историй об особенностях поведения студентов-платников. Они-де позволяют себе свысока беседовать с преподавателями - как же, "за все заплачено"! Такое ощущение безнаказанности может базироваться на том, что отчислять их никто не станет, поскольку разумный администратор не откажется от источника дохода. Но у нас нет не то что отдельных платных групп - ни в одном журнале не найдете отметки, кто по какой форме учится. Спрос со всех одинаков. Взгляните на список отчисленных с третьего курса лечебного факультета по результатам прошлой сессии: из семи человек шестеро - платники. Деньги, увы, не дали им знаний...

- Тем не менее вуз заинтересован в увеличении числа коммерческих студентов?

- Вы никогда не задумывались, во что обходится обучение врача? Смею заверить, что, по вполне официальным, а не моим подсчетам, врач по цене расположен на третьем месте после пилота самолета-истребителя и физика-ядерщика. Простите за такую подробность, но, например, даже препарат для анатомического театра надо закупить, сохранить, потом его надо захоронить... Как мы радовались, когда удалось договориться о "паленой" водке! Теперь часть контрафакта, конфискуемого в Казани, передается нам для приготовления фиксирующего раствора, заменяющего формалин, так мы экономим. Мелочи? Но подготовка врача в значительной степени строится на практическом освоении навыков, что невозможно без обновляемой материальной базы.

- Вас помнят как хорошего диагноста. Администрирование интереснее врачевания?

- В соответствии со специализацией я десять лет проработал в инфекционной больнице, что стояла на улице Вишневского. Замечательная жизненная и профессиональная школа! Недавно ко мне на улице подошел человек и поблагодарил за то, что когда-то я его вылечил. Согласен, это чрезвычайно приятно - быть полезным людям. Но сегодня я полезен своему вузу. Мне интересно решать его проблемы, отвечать на вызовы его уровня. Не думаю, что за это меня можно обвинить в нарушении клятвы Гиппократа...

- Вы долгое время были "правой рукой" ушедшего ректора - академика РАМН Наиля Амирова. Но представляете совершенно иное поколение. Ожидают ли медуниверситет какие-то революционные перемены или все пойдет по накатанной?

- Средний возраст нашего преподавательского состава - 47 лет, это лучший показатель среди вузов города. Он свидетельствует о том, что есть и маститые ученые, и молодые энтузиасты. А между ними - преподаватели среднего поколения: связь времен не распалась. 80 процентов имеют ученые степени. Четверть преподавателей - доктора медицинских наук. Казанская физиологическая школа признана ведущей в России. И мы стали первым в державе университетом, обладающим собственным банком стволовых клеток. На выборах я говорил, что вижу свою задачу в сохранении традиций казанской медицинской школы, главная из которых - быть в числе первых! А это неизбежно требует перемен, и серьезных.

- От выборов до выборов - пять лет. Что мечтает осуществить на своем посту ректор Созинов?

- В 1953 году в СССР клиники, относившиеся к медицинским институтам (в городах, где такие были), перешли в областное ведение. Но ведь во всем мире именно университетские клиники являются самыми продвинутыми. В них практикуют лучшие специалисты, у которых и должны перенимать самое передовое студенты - медицина все-таки в большой степени искусство, овладевать которым нужно под руководством Мастера. Клиники успешнее привлекают средства на исследования. Кстати, в том 53-м министром здравоохранения СССР был выходец из Куйбышева. Ему удалось сохранить клинику своей альма-матер - она по сию пору сильна! Сегодня на федеральном уровне уже формируется понимание необходимости возврата к мировой практике. Так что мечта моя вполне реальна: я хочу добиться придания статуса университетских некоторым казанским клиникам. И сделать их достойными этого статуса!

Алексей СОЛОПОВ