Вечерняя Казань / № 83 (3857) / Культура / Евгения Образцова: Нас сильно никогда не били

Интервью "ВК"

Евгения Образцова: Нас сильно никогда не били

Только на гала-концерты XXII Нуриевского фестиваля смогла приехать в Казань Евгения Образцова - первая танцовщица Мариинского театра, приглашенная солистка Берлинского государственного балета и балета Римской оперы. Одна из лучших представительниц петербургской балетной школы исполняла фрагмент из "Сильфиды". И так, что ей могли бы позавидовать танцовщицы ранга балерины всех авторитетных трупп.

Сегодня двадцатичетырехлетняя Образцова - единственная среди русских молодых артисток, с которой по собственному желанию сотрудничают и сотрудничали люди, близко знавшие Рудольфа Нуриева. Это хореографы Лучано Каннито и Пьер Лакотт, балерины Карла Фраччи и Гилен Тесмар. А первая партнерша Нуриева - Нинель Кургапкина - была ее педагогом-репетитором до своих последних дней: 10 мая Кургапкина скоропостижно скончалась...

- Она погибла в результате автомобильной аварии, как и сообщалось в СМИ?

- Нет. 8 мая она попала под колеса электрички, когда возвращалась со своей любимой дачи под Петербургом: решила перебежать железнодорожное полотно, а сигнала приближающегося электропоезда, видимо, не услышала.

- У великой Кургапкиной не было машины?

- Нет. Но она никогда не переживала, что не нажила богатств. Обожала свою дачу, учениц своих, была очень жизнерадостным человеком. В марте мы отмечали восьмидесятилетие Нинель Александровны. Энергичная, веселая, она бы до ста лет прожила, как минимум! Единственное, с чем у нее были проблемы, так это со слухом... Ее внезапная смерть для всех стала шоком. Особенно для ее учениц - Ульяны Лопаткиной, Жанны Аюповой, Ирмы Ниорадзе... С кем я сейчас продолжу репетировать в театре? С Эллой Тарасовой, она тоже была ученицей Нинель Александровны.

- Помните свою последнюю репетицию с Кургапкиной?

- Да, это было 4 мая. Мы репетировали балет "Шурале", премьера которого в Мариинском театре запланирована на конец июня. Я буду танцевать девушку-птицу Сююмбике, Денис Матвиенко - Былтыра. Впервые буду танцевать с Матвиенко, сегодня это один из лучших танцовщиков в балетном мире.

- Судя по вашим наградам, которых стало больше после нашего последнего с вами интервью в 2006 году, вы тоже - одна из лучших танцовщиц современности?

- Не так уж и много у меня наград: "золото" на Х Московском конкурсе, "Золотая маска" за главную партию в балете "Ундина"... А из последних - я стала первой обладательницей международной премии "Звезда", которую учредила грузинская балерина мирового класса Нино Ананиашвили. Саму награду в форме морской звезды из белого и желтого золота изготовил швейцарский ювелир, горячий поклонник балета Жильбер Альбер. Очень красивая звезда, ее можно носить как украшение.

- Женя, имеет ли сегодня смысл выражение "балетная мода"?

- Да. Сегодня, например, модно быть высокой балериной. Я со своим ростом - немодная. Модно носить более открытые костюмы: максимально оголять спину, руки. Эта мода мне нравится, я люблю, когда движениям ничто не мешает... Модно задирать ноги к колосникам сцены и танцевать старинные балеты без париков. Я же предпочитаю демонстрировать безразмерный "шаг", только когда это уместно. И принципиально "за" парики: Аврора в "Спящей красавице", например, без парика мне не нравится.

- Можно ли узнать с первого взгляда русскую балерину за рубежом?

- Я русских распознаю сразу. Наши девочки - они в любой компании самые скромные, приветливые и по-хорошему робкие. Вежливые. Воспитанные. Руки у них очень красивые. "Певучие" руки - одна из главных особенностей русской школы, особенно петербургской.

- Даже люди, далекие от балета, знают сегодня Аллу Сигалову, воспитанницу петербургской балетной школы. Она входит в жюри танцевального проекта на телеканале "Россия"... В одном из интервью Сигалова объяснила, почему русский балет ценят во всем мире. Она сказала, что "ни в Америке, ни во Франции не принято бить детей, а у нас - ради бога. Поэтому у нас балет и процветает". Вы такого же мнения?

- Достаточно посмотреть на уникальную работу бесподобных стоп парижских танцовщиков, чтобы усомниться в словах Сигаловой. Я, конечно, не знаю, били ли их, но русским танцовщикам есть чему учиться у иностранных... А нас сильно никогда не били, просто, например, ущипнуть до синяка "неправильную" ногу - это в порядке вещей. Зато на всю жизнь запомнишь. Очень эффективно! Я благодарна всем своим учителям, потому что понимаю: все рукоприкладства были только во благо. И унизительные оскорбления тоже, хотя их я особенно тяжело переживала.

- Морис Бежар вспоминал, как его педагог кричала: "У тебя не ноги, а фаршированные кабачки!".

- Нам кричали, что у нас стопы, как блины. А самым ласковым обзывательством было "Корова!". Было ужасно обидно. Сейчас смешно об этом вспоминать...

- Женя, о вас нередко пишут гламурные журналы. Среди потенциальных читателей глянца много балетоманов?

- Мои верные поклонники, как и я сама, такие журналы не читают. Покупают их, только когда там написано обо мне, поначалу прося в киосках "L`Officiel" как "Офис "Ель". Смешно... Читателей глянца, которые узнают меня, я вижу на закрытых для простой публики гала-концертах. Например, сейчас в Казань я приехала после выступления в заповеднике роскоши - концертном зале легендарной "Барвихе Luxury Village". Это в семи километрах от Москвы по Рублево-Успенскому шоссе.

- А как эта публика вас принимала?

- Меня всюду хорошо принимают. А с особенным восторгом - в Японии, конечно, где все просто помешаны на балете...

- Что, кроме балета, приносит вам радость?

- Общение с друзьями и чтение. Последняя из прочитанных книг, которая произвела на меня колоссальное впечатление, - "Свидетельство о Христе до смерти" Петра Мультатули, исследователя судьбы и эпохи царствования Николая II.

Я рекомендую ее всем своим друзьям, многих из которых встретила сейчас на Нуриевском фестивале...

Айсылу КАДЫРОВА