Вечерняя Казань / № 84 (3858) / Экономика и цены / "Эта касса работать не будет"
Крайний - покупатель
"Эта касса работать не будет"
В продуктовые магазины вернулись очереди. Когда-то они выстраивались за колбасой, сыром, маслом и мясом - товарами, объединявшимися в широкую группу под названием "дефицит". Теперь мы стоим в очередях за теми же продуктами, хотя их на полках в торговых залах хватает, а дефицитом стали продавцы и кассиры.
В понедельник вечером, в час пик, из тридцати касс в супермаркете на проспекте Ибрагимова работало около трети. А очереди к ним растянулись на полмагазина. Год назад в это бойкое время очереди были короче и касс работало больше. На вопрос, почему так случилось, кассир устало вздохнула: "Обращайтесь к менеджерам, а мне не то что говорить с вами - в туалет сходить некогда". Менеджер заученно улыбнулась: "Касс достаточно, все как обычно".
Но если это так, откуда взялись очереди? Тем более что в целом покупательская активность населения из-за кризиса уменьшилась, а часть покупателей и вовсе переместилась из магазинов на рынки, где можно и продукты найти подешевле, и поторговаться.
В жалобной книге этого магазина как минимум каждая третья претензия была написана под впечатлением очереди: "Кассиров мало", "Касса на 1 - 3 покупки, где можно быстро заплатить, не работает", "Кассу закрыли у меня перед носом - сказали, работать больше сегодня не будет, идите в другую. Пришлось дважды стоять в очереди"...
Аналогичная ситуация - в супермаркетах на Ямашева, в центре города, в Азино. А в гипермаркетах популярной торговой сети, где еще полгода назад у каждой кассы покупателей обслуживали по два сотрудника - кассир и укладчица, укладчицы исчезли, а кассиров заметно убавилось. "Сократили - экономят в кризис на персонале, - пояснила уцелевшая кассирша. - Мне повезло, а сменщица Аделя работу второй месяц ищет - и никакой надежды..." И у прилавков, где режут-взвешивают колбасу, сыр, рыбу и полуфабрикаты, очереди выросли. А по ту сторону прилавков стало заметно безлюднее.
Однако сокращения, хорошо видимые невооруженным глазом, совершенно не видны на бумаге - в официальной отчетности.
- У нас не было отмечено массового высвобождения продавцов и кассиров, за исключением того, которое произошло в прошлом году при ликвидации в Казани сети "Рамстор", - сообщила "ВК" сотрудница пресс-службы городского Центра занятости населения. - Руководители торговых сетей информации о сокращениях сотрудников не представляли.
Однако по данным этого центра, общая потребность торговых предприятий города в продавцах продовольственных товаров составляет сегодня 55 человек, тогда как работу ищут 213. А год назад их требовалось 174, тогда как на учете как безработные состояли 142. А кассиров нынче требуется всего 9 при том, что на учете состоит 185 безработных кассиров (в 2008-м на 41 вакансию кассира приходилось 57 официально зарегистрированных в Центре занятости претендентов).
Еще любопытнее выглядят результаты ежедневного мониторинга спроса и предложения на рынке труда. Вышеприведенная статистика - апрельская, поскольку итоги в Центре занятости подбивают раз в месяц, а на официальном сайте центра раздел "Вакансии" корректируется ежедневно. И вчера, например, на этом сайте из 19 предлагавшихся вакансий продавцов всего две были предоставлены крупной торговой сетью - "Пятерочкой". Та же "Пятерочка" искала одного кассира - всего для работников этой профессии в Казани в четверг предлагалось три вакантных места.
Инна СЕРОВА