Вечерняя Казань / № 98 (3872) / Медицина / Больницы наводят чистоту. За счет посетителей

Плата за вход

Больницы наводят чистоту. За счет посетителей

В минздраве услышали жалобы казанцев на торговлю бахилами в медицинских учреждениях. "Никакой обязаловки тут нет, - заявил на днях, выступая на брифинге в кабмине, министр здравоохранения Айрат Фаррахов. - Если вы откажетесь от покупки бахил, то никто не откажет вам в медицинской помощи... Медицинские учреждения не зарабатывают на бахилах".

Ответ на вопрос, кто же зарабатывает на бахилах, знают в комитете земельных и имущественных отношений исполкома. Город заключил 70 договоров аренды с компаниями, которые занимаются вендингом (продажа товаров и услуг с помощью автоматов). Сумма поступлений в бюджет от установки торговых машин в муниципальных медучреждениях смешная - 17 тысяч рублей в месяц, ведь под автомат нужен один квадратный метр площади. В конце июля КЗИО планирует увеличить уровень автоматизации городских объектов путем проведения конкурсных торгов.

Электронные и механические продавцы - вещь удобная, позволяющая экономить время и избегать очередей. Конечно, они никогда не улыбнутся покупателю, но зато и не обсчитают. Однако техника на входах в казанские больницы и поликлиники радует далеко не всех. В автомате пара одноразовой обувки стоит 5 рублей, в то время как аптеки продают ее за 2 - 3 рубля, а в гипермаркете оптовых цен можно приобрести упаковку из 10 пар всего за 10 рублей. Запасливые люди так и делают. Остальным приходится раскошеливаться уже в больнице, ведь без бахил дальше проходной не пускают, ссылаясь на федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". И коммерсантам такой подход на руку.

- Больницам сложно обеспечивать санитарную обработку тапочек и чистоту в здании. А мы торгуем бахилами и держим пятирублевую цену уже более трех лет, несмотря на то что закупаем товар за границей, а цены на фоне кризиса выросли. К тому же часть автоматов продает бахилы в специальной круглой упаковке, и это существенно повышает себестоимость, - объясняет коммерческий директор ООО "Росвендинг" Игорь Кульмяев. - В Москве вообще бахилы продают за 10 рублей. А если у людей возникают вопросы по работе автоматов, пусть звонят нам, у каждого автомата есть наклейка с телефоном "горячей линии".

Между тем в федеральном законодательстве о "поголовной бахилизации" посетителей больниц нет ни слова. Не требуют ее и на муниципальном уровне.

- В больницах сейчас стало намного чище, но никаких документов мы не принимали, ведь это незаконно, - сообщил "ВК" начальник горздрава Рамиль Ахметов. - Санитарные правила требуют, чтобы без бахил не входили только в хирургические кабинеты. Теоретически посетители больниц могут не покупать бахилы, а потребовать у администрации тапочки.

Не хотелось бы думать, что главврачи, устанавливая запрет на вход без бахил, действуют в интересах коммерсантов. Вероятней всего, в бюджете клиник просто не хватает денег на то, чтобы обеспечить качественную уборку. А ответственности за санитарное состояние учреждения с руководства никто не снимал. Вот и борются за чистоту, перекладывая часть расходов на посетителей.

К слову, во многих медучреждениях рядом с автоматами организована торговля бахилами с рук, без всяких кассовых аппаратов.

По словам предпринимателей, торгующих одноразовой обувкой через автоматы, вендинговый бизнес не такой легкий, как кажется со стороны. Некоторые горожане не читают инструкцию и бросают в прорезь автомата вместо одной пятирублевой монетки ту же сумму мелочью, другие пытаются хитрить, кидая монеты схожего размера. Находятся и желающие подзаработать.

- Две недели назад из травматологии на Аделя Кутуя вынесли автомат, выпотрошили сейф и бросили во дворе, - рассказывает Игорь Кульмяев. - Пропажу техники охрана медучреждения обнаружила только после выходных, а два автомата, украденные раньше, милиция ищет до сих пор.

А еще бывает, что автомат выдает посетителям грязные бахилы. Покупатели грешат на коммерсантов, а те - на персонал клиник. В одной из казанских больниц был такой случай: вахтерша специально добавляла в автомат использованные бахилы, а деньги от продажи левого товара брала себе.

По оценке специалистов, сейчас в Казани около тысячи торговых автоматов - по одному на каждые 1130 жителей. Для сравнения: в Китае с годовым оборотом вендингового рынка под 60 миллиардов долларов на 23 человека приходится один автомат. Машины продают там даже свежие яйца и саке.

Шире всего в нашем городе представлены кофейные автоматы и платежные терминалы. В ночных клубах машины продают презервативы, в супермаркетах - игрушки и конфеты, в бассейне - резиновые шапочки. А при Регистрационной палате РТ работает автоматический ксерокс - бросаешь деньги и делаешь копию. В соседней Самаре получили распространение аппараты по продаже DVD-дисков, а в Москве давно идет торговля газетами. Уличных аппаратов в России мало: слишком высок уровень преступности.

Считается, что самым первым товаром, который начали продавать автоматические устройства, была освященная вода для омовения рук в храмах. Об этом еще в первом веке нашей эры писал Герон Александрийский. В начале XVII века в Англии появились устройства для продажи табака порциями, а в 1898 году первый в России автомат был установлен в Петербурге, и продавал он плитки шоколада. Серийное производство удобной техники в СССР начали в конце пятидесятых. После поездки Хрущева в США в Москве появились автоматы с газировкой, а в конце шестидесятых в столице через автоматы уже можно было купить молоко, кефир, масло и даже бутерброды с сыром и колбасой.

В современной России вендинговый рынок начал бурно развиваться в последние несколько лет. Проводились выставки, на которых демонстрировались импортные новинки по изготовлению пиццы с начинкой на выбор покупателя, продаже мороженого, шампуней и т.д. Ряд компаний даже успели запустить в производство отечественные автоматы. Но в нынешней кризисной ситуации, по словам бизнесменов, для развития новых направлений не хватает средств. Однако желания поставить крест на вендинговом бизнесе у коммерсантов нет, считают - за ним будущее.

Ирина ПЛОТНИКОВА