Вечерняя Казань / № 99 (3873) / Политика / Суверенитет Татарстана откладывается на осень

Мертвая зыбь

Суверенитет Татарстана откладывается на осень

Официальным закрытием очередного политического сезона в Татарстане считается последнее заседание весенней сессии Госсовета РТ. На этот раз оно состоится 8 июля. Но главное задание останется у татарстанских политиков на после каникул...

Мертвой зыбью называют такую ситуацию на море, когда вроде и ветра никакого нет, а волны так и ходят. Сходное явление сейчас можно наблюдать на российской части суши: публичная политика, считай, кончилась, но политическая качка налицо. Самое, по внешности, неожиданное сотрясение случилось в апреле: Конституционный суд РФ (КС РФ) распространил информационное письмо, в котором указал дюжине регионов России на необходимость изъять из своих Конституций положения о региональном суверенитете, гражданстве и о местном народе "как источнике власти". Причем сделать это велено "в кратчайшие сроки"!

Надо признать, это была неожиданность так неожиданность. Ведь эти "кратчайшие сроки" благополучно миновали, казалось, еще в самом начале века, когда КС РФ признал эти региональные нормы несоответствующими Конституции России... С тех пор суверенитета в Конституциях меньше не стало, но и ощутимого урона территориальной целостности страны от этого бумажного суверенитета вроде бы не происходило... И вот, мирно продрейфовав девять лет, регионы-носители "суверенитета", "гражданства" и т.п. внезапно обнаружили себя в той же точке политической акватории, где эти маленькие, но гордые флажки велят немедленно спустить.

На этот раз региональные дредноуты повели себя как экипаж "Титаника". Прошедшая неделя в России ознаменовалась началом парада антисуверенитетов. 17 июня якутские депутаты согласились с предложением своего президента и "очистили" свою Конституцию от атрибутов довертикальных времен. На следующий день спикер парламента Республики Тыва пообещал, что местный Основной закон тоже приведут в соответствие указаниям КС РФ, хотя тамошние депутаты сначала сгоряча отказались было это делать.

Вчера стало известно, что соответствующий законопроект поступил и в парламент Коми от главы этой республики. А на завтра Собрание депутатов Ненецкого округа, получив протест прокурора, назначило внесение поправок в свой Основной закон. Да что там ненцы - даже Муртаза Рахимов (ныне - несгибаемый борец с федеральными перегибами власти) заявил, что Башкирия внесет требуемые изменения в свою Конституцию: "Раз начальство просит, будем изменять".

А Татарстан взял тайм-аут. Потому что ситуация, как ее оценивают в Госсовете РТ, формально абсолютно тупиковая. КС РФ требует удалить "суверенитет" из статьи 1 Конституции РТ, но в статье 123 говорится, что первая статья может быть изменена лишь референдумом и 123-ю КС РФ незаконной не считает. С другой стороны, конечно, можно и на референдум вынести... Но ведь федеральный закон, напоминают в Госсовете, запрещает выносить на референдум вопросы, касающиеся изменения статуса субъекта РФ!

Словом, мало того что у нас одна Конституция противоречит другой (татарстанская - федеральной), так еще и устранить это противоречие нельзя, не вступив немедленно в противоречие федеральному законодательству... Вот какую глубокоэшелонированную оборону для суверенитета выстроили в Татарстане.

Правда, для того чтобы отменить статью 123, референдума даже по татарстанским законам не требуется. Это вправе сделать и Госсовет РТ. А как только не станет 123-й, не станет и проблемы с изменением 1-й статьи... Но выход из "проблемы суверенитета" - это, похоже, совсем не то, чего хотят татарстанские власти, и заклинаниям на тему: "Только референдум!" - еще предстоит звучать.

Но не менее, а может быть, и более интересно, чего хочет федеральный центр. С чего вдруг это требование немедленно исполнить 9-летней давности решение Конституционного суда, да еще и с напоминанием о "правовых последствиях" при его неисполнении? Эти последствия - обращение в суд, а в случае особого "злостного уклонения" - вплоть до роспуска регионального парламента... Подобные угрозы в подобной ситуации неизбежно наводят на мысль, что именно сейчас федеральный центр считает уместным напомнить о необходимости большей покладистости по большому кругу вопросов.

В самом деле, на носу 2010 год. И если татарстанская власть считает, что это будет год окончательного решения вопроса, быть или не быть национальному компоненту в образовании (и сейчас активно - может быть, слишком активно - лоббирует в Москве вариант "быть"), то федеральный центр напоминает: нет, 2010 - срок окончания полномочий президента Татарстана...

Марина ЮДКЕВИЧ