Вечерняя Казань / № 110 (3884) / Медицина / Неблагоприятный исход мог быть предотвращен...

Дело врача

Неблагоприятный исход мог быть предотвращен...

В халатности, приведшей к инвалидности новорожденной, подозревается акушер-гинеколог Сабинской центральной районной больницы Луиза Габдуллина, сообщает пресс-служба Казанского правозащитного центра.

24-летнюю роженицу Рамилю Галиеву привезли в районную больницу вечером 24 февраля прошлого года. По словам женщины, она провела ночь в приемном покое родильного отделения. "Я кричала от боли, но ко мне никто из медиков не подходил", - утверждает Галиева. Утром обессилевшая женщина попросила врачей сделать ей кесарево сечение, но услышала в ответ: "Сама родишь". Только когда медработники констатировали слабое сердцебиение ребенка, они решили вызвать хирурга. Но выяснилось, что операцию делать поздно. Женщине ввели препарат, стимулирующий родовую деятельность, и, по словам Рамили, буквально выдавили ребенка, надавив на живот. Хотя выдавливание плода из утробы матери (прием Кристеллера) запрещено приказом Минздрава РФ от 4 декабря 1992 года.

Девочка появилась на свет с тяжелейшей асфиксией, ее сразу же подключили к аппарату искусственного дыхания и на реанимобиле доставили в ДРКБ. В течение года мать с дочерью неоднократно проходили лечение в медучреждениях республики. Однако у малышки до сих пор отсутствует сосательный рефлекс, она не видит, не набирает в весе и не растет.

Родственники Рамили пожаловались на сабинских врачей в районную прокуратуру, и летом прошлого года специалисты Минздрава РТ выявили "ряд нарушений при оказании акушерско-гинекологической помощи Галиевой и неонатальной помощи новорожденной". Согласно материалам служебной проверки, роженице не было проведено кардиотокографическое обследование плода на этапе наблюдения в женской консультации; внутривенное введение препарата окситоцина, который вызывает родовую деятельность, было назначено без клинического обоснования; в истории родов Галиевой нет ни одной записи, отражающей состояние плода. Но следователи Арского межрайонного следственного отдела СУ СКП по РТ в возбуждении уголовного дела в отношении врачей отказали.

В ноябре Рамиля Галиева обратилась в Казанский правозащитный центр. Она рассказала, что за три дня до госпитализации жаловалась врачу на отеки ног, но та якобы ответила, что такое бывает у всех беременных. А следователю врач сказала, что признаков отека ног у Рамили не было и что вообще женщина ни на что не жаловалась. Юристы Казанского правозащитного центра помогли Галиевой грамотно составить заявление с просьбой отменить постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела и направили его в Сабинский райсуд. Но на первом же заседании представитель прокуратуры сообщил, что постановление уже отменено и что материалы направлены на дополнительную проверку.

Правозащитники настояли на проведении независимого судебно-медицинского исследования, которое могло бы дать объективную оценку действиям сабинских врачей. Специалисты Бюро судебно-медицинской экспертизы Минздрава и соцразвития Чувашской Республики установили, что между дефектным принятием родов и тяжелым состоянием ребенка имеется прямая причинно-следственная связь, а травма шейного отдела позвоночника девочки, приведшая к асфиксии тяжелой степени с последующим поражением головного и спинного мозга, квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

Результаты независимой экспертизы послужили достаточным основанием для возбуждения уголовного дела: следствие установило, что "при правильном и своевременном оказании медицинской помощи неблагоприятный исход мог бы быть предотвращен". В действиях врача акушера-гинеколога Луизы Габдуллиной "следствие усмотрело ненадлежащее исполнение своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе". Сейчас в отношении нее возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 293 УК РФ (халатность, повлекшая по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью).