Вечерняя Казань / № 113 (3887) / Городские новости / Таркаев мог убедить любого

Таркаев мог убедить любого

Вчера утром умер Александр Таркаев. Самый, пожалуй, известный из первопроходцев интеллектуального бизнеса в Татарстане, глава ОАО "Диалог-Инвестментс", один из основателей Торгово-промышленной палаты РТ и председатель ее административного совета, лидер татарстанского отделения партии "Правое дело", депутат Госсовета РТ. 8 июля ему исполнилось 62 года.

Александра Таркаева похоронят 22 июля
на Арском кладбище

Вечером в минувшую субботу на даче у него стало плохо с сердцем (несколько лет назад Таркаев уже перенес операцию на сердце). Его доставили в МКДЦ, но 14-часовая хирургическая операция по поводу расслоения аорты не помогла: вчера около шести часов утра Александр Таркаев скончался.

Александр Таркаев представлял собой редчайший, к сожалению, в нашей стране пример специалиста, к консультациям которого власть обращается не из-за того, что он занимает официальные должности, а потому что у него есть то, что называется именем. Физик с красным дипломом КГУ, кандидат технических наук (специальность "Техническая кибернетика и системный анализ"), он долгое время занимался прикладной наукой, в конце 80-х годов прошлого века работал исследователем в Дартмутском колледже в США (моделирование экосистем), потом преподавал в канадском Макмастерском университете. И бизнес, которым он занялся тогда же, не был формой обычного в те годы отчаянного рывка инженеров в продавцы или спекулянты на нефтяном рынке - бизнес-идея компании "Форт-диалог", одним из основателей которой был Таркаев, состояла в доведении научных разработок в сфере вычислительной техники до состояния готового продукта и продаже этого интеллектуального продукта на рынке. А сделанная при его участии программа по обучению русскому языку в середине 90-х годов завоевала две трети американского рынка аналогичных продуктов. Тогда же правительство Татарстана пригласило Александра Таркаева участвовать в разработке татарстанских экономических доктрин: программы перехода к рыночным отношениям и программы "Жизнь после нефти", а в 1997 году он был включен в "спасательную команду" КамАЗа.

Один из коллег-"спасателей" Ильдар Халиков рассказывал "ВК", что работать с Таркаевым было сложно: "Он всегда вскрывал неприятные вещи. Когда он представлял несколько вариантов сценария развития той или иной ситуации, то у нас почти всегда было шоковое состояние: "Неужели так плохо?! Не может быть!.." Плохие вести - они ведь всегда плохо воспринимаются руководством, но Таркаев имел мужество их приносить. И, как правило, его рекомендации принимались, ведь большая часть его аналитических прогнозов подтверждалась".

В Госсовете он один и был татарстанской системной оппозицией. Он мог убедить любого, но поведение людей во власти у нас редко зависит от их убеждений. И в последнее время пару раз слышала от него, что ему тяжело заниматься такой политикой, что политика у нас кончилась.

В последнее время Александру Таркаеву все хуже удавалось сочетать талант прогнозиста с оптимистическим взглядом на будущее. "Если завтра кризис кончится, - писал он в одной из последних своих статей, - то в этой "нормальной жизни" мы окажемся с неконкурентоспособной экономикой, неработоспособной, коррупционной системой госуправления, неэффективной системой образования и с армией, не способной к защите наших сырьевых богатств".

И замечал: "Единственный успешный вид производства в нашей стране - производство иллюзий". Иллюзии - это было не по его части, в их мире он чувствовал себя все более неуютно. Хотя совсем недавно вдруг принялся с подъемом цитировать из Иосифа Бродского: "Глаза их полны заката, сердца их полны рассвета..."

Марина ЮДКЕВИЧ