Вечерняя Казань / № 139 (3913) / Экономика и цены / Татарстан играет в слова на деньги
Кризис не в кошельках
Татарстан играет в слова на деньги
Умом наш кризис не понять, бюджетом общим не измерить. Уже к 1 сентября общие доходы татарстанского бюджета оказались на 7 млрд рублей больше, чем весь общегодовой план доходов, установленный законом о бюджете-2009, при том, что запланированные законом расходы не увеличиваются. А руководители бюджетного процесса убеждают, что профицит - превышение доходов над расходами - нам, удивленным наблюдателям, только снится.
Парад двойников
В среду на минувшей неделе минфин представлял отчет об исполнении бюджета Татарстана за 1-е полугодие бюджетному комитету Госсовета РТ. Депутаты, выслушав министра Радика Гайзатуллина, согласились, что состояние бюджета-2009 оправдывает неприятные кризисные ожидания. Но ни один из членов профильного комитета (в котором преобладают люди, привыкшие, по идее, иметь дело с цифрами - в частности, руководители банков) собственно на цифры бюджетного отчета не обратил внимания. А было на что.
В частности, в графе, где указывается план бюджетных доходов на год (по закону о бюджете-2009), официальный отчет содержал сумму 85,2 млрд рублей. Между тем на самом деле плановая сумма доходов в законе о бюджете-2009 составляет 65,9 млрд рублей! И если исходить из этого, законного показателя, то 72,8 млрд рублей, реально полученных бюджетом Татарстана к 1 сентября, имеют уже другую цену: они показывают, что весь годовой план уже за четыре месяца до конца года оказался перевыполнен по доходам на 9,5 процента...
Понятно, что новый контрольный показатель идеологически удобнее обозначенного в законе: он позволяет и дальше "затягивать пояса" и настаивать на федеральной поддержке. Но как Минфин РТ решился представить его в официальном отчете вместо законного, заинтересовалась "ВК".
В пятницу Радик Гайзатуллин удовлетворил этот интерес. Он объяснил "ВК", что перевыполнение текущего плана доходов возникло из-за резкого увеличения объема безвозмездных поступлений из федерального бюджета, а согласно ст. 232 Бюджетного кодекса РФ, такие сверхплановые субсидии и субвенции можно включать в бюджет региона без внесения изменений в закон о бюджете. Вот так и вышла более удобная контрольная планка в 85 миллиардов вместо 65...
Но ознакомление с оригиналом 232-й статьи показывает, что на самом деле Бюджетный кодекс РФ разрешает "упрощенный порядок" включения сверхплановых субсидий и субвенций лишь в бюджетную роспись. Что означает, что дополнительные 20 миллиардов должны были проходить не по разряду плановых доходов (как это сделано в официальном отчете), а в доходах, фактически полученных, и в расходах... Вот и в Счетной палате РТ, как видно, БК РФ читали отнюдь не в минфиновской интерпретации: в заключении палаты на отчет об исполнении бюджета-2009 отсчет доходов ведется от 65,9 млрд рублей, а из этого следует, что перевыполнение - налицо.
Еще не девяностые, но уже похоже
Разговоры о перевыполнении плана доходов неуместны, если регион хочет получать поддержку центра. "Когда федеральные чиновники читают в газете, что у Татарстана профицит, то потом трудно доказывать, что это не профицит, а остатки на счетах", - откровенно пояснил председатель бюджетного комитета Госсовета РТ Мурад Гадыльшин.
В этом году Татарстан оказался вторым в списке регионов, где отмечен наибольший рост федеральной безвозмездной поддержки. Республика получит более чем в 2,5 раза больше, чем федеральный бюджет планировал ей выделить.
Если запланировано было на 2009 год получение федеральных субсидий и субвенций на сумму 14,3 млрд рублей, то к 1 сентября было фактически получено уже 32,3 млрд рублей, а весь новый доведенный лимит безвозмездных поступлений на год составил 36,5 млрд рублей. При этом с территории Татарстана в бюджет России поступило налогов на общую сумму в 45 млрд рублей (не считая единого соцналога и таможенных платежей).
Так что "крепнущая вертикаль власти" - ничуть не менее благоприятный политический сезон для того, чтобы власти Татарстана могли оставлять в своем распоряжении собираемые на территории республики деньги, чем ностальгически вспоминаемые ими годы "суверенитета".
Надо иметь в виду и другую форму поддержки: за этот срок Татарстан смог получить 16,6 млрд рублей из федерального бюджета в виде кредитов. 12 млрд рублей получено на 3 года с погашением начиная с 2011 г., а 4,6 миллиарда (получены на покрытие временного кассового разрыва) надо вернуть уже до конца этого года... Впрочем, сейчас в Минфине России ведутся переговоры о пролонгации и этого "короткого" кредита.
Остается добавить, что Татарстан по итогам 1-го полугодия замыкал тройку регионов с наибольшим объемом госдолга. Наши долговые обязательства составляют 31,4 млрд рублей (сюда входит, кроме кредитов, сумма госгарантий, выданных республикой). Больший долг лишь у Москвы и Московской области.
Москва добавила на золотые пуговицы
Как на первый взгляд ни парадоксально, но профицита - превышения доходов над расходами - в татарстанском бюджете не наблюдается. "О каком профиците мы можем говорить, когда у нас принят бюджет, дефицитный, на 20 млрд рублей?!!" - говорит Радик Гайзатуллин.
В самом деле, 20-миллиардный дефицит, запланированный законом о бюджете-2009, пока отчасти покрывается исключительно кредитами, которые хочешь не хочешь придется возвращать с процентами. Но как же беспрецедентный объем безвозмездной помощи из Москвы, который враз придал бюджету Татарстана видимость перевыполнения плана доходов? А эти деньги - адресные и могут быть потрачены не на устранение дефицита (к примеру, не на сохранение "оптимизируемых" из-за кризиса зарплат и рабочих мест бюджетников), а лишь на то, на что их согласился выделить федеральный центр. Перечень этих сверхнормативных приоритетов сам по себе интересен.
Татарстану на питание учащихся в школах добавлено 20 млн рублей, а на содержание 15 депутатов Госдумы РФ и их помощников (сверх депутатской зарплаты и московских помощников) - 26,9 миллиона. От полусотни до четырех сотен миллионов добавлено на другие социальные траты (приемные семьи, субсидии на оплату жилья и ЖКУ, обеспечение жильем молодых семей, компенсацию части родительской платы за детсады...), около миллиарда - на жилье ветеранам, больше миллиарда - на здравоохранение, около двух миллиардов - на борьбу с безработицей...
Но наиболее полновесных финансовых потоков - всего два. Около 7 млрд рублей сверхнормативного финансирования пошло на подготовку Универсиады (по сведениям "ВК", эти средства в полном объеме предназначены на строительство деревни Универсиады с прицелом на то, что она, возможно, станет кампусом федерального университета в Казани). А больше всего - 8,7 млрд рублей безвозмездно из федерального бюджета пошло на господдержку сельского хозяйства (преимущественно на помощь татарстанским перекредитованным сельхозмагнатам).
Марина ЮДКЕВИЧ