Вечерняя Казань / № 141 (3915) / Медицина / Банкротство кассы взаимопомощи под названием "ДЛО"

Вотум недоверия

Банкротство кассы взаимопомощи под названием "ДЛО"

Вчера на брифинге в Минздраве РТ журналистов фактически предупредили: льготных лекарств для инвалидов в будущем году в аптеках не будет. Сформулировали страшную новость, разумеется, иначе. "Если денег в системе дополнительного льготного обеспечения не будет, то и лекарств не будет", - сказал главный онколог минздрава Рустем Хасанов. А откуда им быть, если 72 процента льготников отказались от соцпакета и забрали свои деньги из системы ДЛО?

В последние дни чиновники минздрава ни на час не прекращают агитацию за возвращение льготников к соцпакету. Вернуть себе льготы в "натуре" можно до 1 октября. Но очередей из желающих это сделать в Пенсионном фонде не наблюдается: большинство инвалидов праву получать, вернее, бесконечно долго ждать лекарства по бесплатным рецептам предпочло гарантированные 615 рублей в месяц. А их на лекарства, не говоря уж о теоретически входящих в программу ДЛО санаторных путевках, заведомо не хватит.

Татарстанские инвалиды предпочли хоть маленькие, но реальные деньги. Чиновники надеются переубедить их: уговорить за оставшуюся до часа "х" неделю вернуться в систему ДЛО. Только время для агитации - заведомо неудачное. Вот летом, когда в Москве завершился громкий уголовный процесс над руководителями Фонда ОМС, разбазаривавшими средства ДЛО за взятки и откаты, у льготников появилась надежда на изменения к лучшему. А сейчас она угасла - лекарства льготники и сейчас ждут так долго, что устаревают рецепты и обостряются заболевания.

...Перед началом брифинга ведущие специалисты минздрава, усаживаясь в кресла, шутили и перекидывали таблички со своими фамилиями со стола на стол, стараясь не оказаться на центральном месте под прицелом телекамер. "Мы сегодня звездить будем", - заметил главный невролог Радий Есин. "Мы уже настолько звезданулись, что вот-вот грохнемся", - возразил главный эндокринолог Энгель Хасанов.

А перед включенными микрофонами они говорили, что у каждого инвалида кроме основного заболевания есть сопутствующие и что лечение букета болезней требует много денег, а на шестьсот рублей нужные препараты в достаточном количестве не купишь. Главный пульмонолог минздрава Александр Визель, обратившись к тем льготникам, которые недоумевают, почему в бесплатный список входят не самые эффективные, а наиболее дешевые препараты, объяснил: "Мы вправе назначать те схемы лечения, которые можем обеспечить".

Но весь ужас в том, что система ДЛО уже никакие схемы не может обеспечить. Накануне я говорила по телефону с онкобольной. Вот ее монолог, почти без купюр:

- В декабре мне препарат зомет выписали - дорогой, по 20 тысяч ампула, систему с ним мне надо хотя бы раз в месяц ставить. Слава богу, у меня есть соцпакет... Конечно, прежде чем выписать лекарство, мне врач велела анализы сдать. У нас в поликлинике не все делают, в онкоцентр мне не доехать, поэтому сдавала около дома, в платной лаборатории. В два захода потратила 600 рублей. Еще томографию велели сделать - тоже платила. Получила я зомет в августе, до этого в аптеке его не было. А многих лекарств, которые мне нужны, в соцпакете нет. Целебрекс, к примеру, выписали в декабре, а в январе я пошла получать - оказалось, из льготного списка его уже исключили. Предложили замену, но от нее внутри все болит. Целебрекс помягче на желудок ложится, и теперь я его покупаю, по 600 рублей за 10 капсул. Обезболивающие тоже покупаю - кеторол, к примеру. А бесплатно дают что подешевле - вроде корвалола.

От прямого ответа на вопрос корреспондента "ВК", сколько времени может ждать онкобольной зомет до того, как произойдут необратимые изменения, главный онколог республики уклонился. "Если принципиально, то онкобольные должны начинать лечение в течение двух недель с момента установления диагноза, и ждать, конечно, нельзя", - сказал Рустем Хасанов. Если инвалиды и дальше будут отказываться от ДЛО, им будет только хуже, предостерег он. Болезни будут прогрессировать, дорогие современные препараты больные сами купить не смогут. А система ДЛО рухнет окончательно, потому что она устроена по принципу кассы взаимопомощи: если все инвалиды сложились понемножку - деньги в ней есть, если большинство забрали свои доли - оставшихся денег на оставшихся инвалидов не хватит.

По словам Хасанова, в 2006 году, когда система ДЛО только заработала, в "кассе взаимопомощи" для татарстанских онкобольных было 700 млн рублей. А спустя два-три года, когда больных стало намного больше, денег в системе осталось вдесятеро меньше, так что и 100-миллионная субвенция из федерального бюджета положения не спасла. Главный онколог уверяет, что пока от соцпакета не отказалась основная масса инвалидов, денег на лекарства для них хватало, во всяком случае, в онкологии.

Но ведь от добра добра не ищут, почему же льготники пошли в "отказ"? Ответ легко найти в архивах той же "ВК": в "благополучном" 2006 году льготники месяцами ждали бесплатные акупру, гептрал, галидор, ксалатан, индометацин, бетаферон, фастум-гель, белалгин, мильгаму, маптеру, фенибут, димедрол, лазардан, циклоспорин, фенобарбитал, офтанкатохром и даже хлорид кальция... и так далее, согласно утвержденному списку.

Инна СЕРОВА