Вечерняя Казань / № 157 (3931) / Медицина / Реформа здравоохранения идет так, что только головы летят

Больная тема

Реформа здравоохранения идет так, что только головы летят

Чем дальше заходит реформа системы здравоохранения, тем больше вопросов вызывают у пациентов методы, которыми она проводится. Очередной этап реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" в Татарстане, например, ознаменовался увольнением ряда ведущих специалистов и ликвидацией одного из старейших медицинских научно-исследовательских учреждений - НИЦТ "Восстановительная травматология и ортопедия".

По инициативе министра здравоохранения Айрата Фаррахова с мая по октябрь были уволены главврач республиканского СПИД-центра Олег Романенко, главврач БСМП №1 Нияз Галеев, директор Центра медицины катастроф Фарит Ахмеров, руководитель перинатального центра РКБ Наталья Голованова... Не ставя под сомнение право министра решать кадровые вопросы, корреспондент "ВК" в октябре все же обратилась в Минздрав РТ в надежде понять, почему системе стали неугодны люди, много сделавшие для ее развития, стоявшие у истоков крупных медицинских центров.

Обещанное совершенствование
организации медпомощи пострадавшим в ДТП
пока больше напоминает игру в машинки

Поговорить было о чем. К примеру, Фарит Ахмеров был уволен через день после выхода в "ВК" статьи "Нескорая скорая на трассе", в которой было процитировано его мнение о причинах нарушений в работе скорой помощи и перспективах реализации направления приоритетного нацпроекта "Здоровье", нацеленного на снижение смертности от ДТП в районах республики. А понижение в должности Натальи Головановой, которая "много лет успешно возглавляла перинатальный центр РКБ", "при непосредственном участии которой он строился и оснащался, формировался высококвалифицированный врачебный коллектив" (цитаты с официального сайта минздрава), вызвало волну слухов. В частности, о том, что Голованова наказана за то, что, сохраняя верность клятве Гиппократа, не подчинилась требованию министра закрыть перинатальный центр для обычных рожениц на время, пока в нем пребывала супруга одного высокопоставленного лица...

Однако на предложение "ВК" дать интервью руководство минздрава не откликнулось. И тогда в это ведомство был направлен официальный запрос: налогоплательщики вправе знать, как решается судьба медицинских учреждений, которые содержатся на их деньги, и как подбираются для них кадры. На днях "ВК" получила письмо из минздрава, но отнюдь не от первых лиц министерства: документ подписал пресс-секретарь ведомства.

Одно из двух: или министр здравоохранения и его замы считают ниже своего достоинства объясняться с налогоплательщиками, или в этом ведомстве пресс-служба наиболее компетентна в вопросах, ответы на которые мы хотели получить. Умение делегировать свои полномочия - качество для министра похвальное, но главное - не переборщить. Надеемся, что хотя бы приказы об увольнении специалистов, судьбой которых мы заинтересовались, подписывал все-таки не руководитель пресс-центра. Иначе беда: такой отписки на вопросы, волнующие каждого татарстанца, "ВК" не получала ни от одного республиканского ведомства. Мало того, на часть из них в документе вообще нет ответа. В частности, на такие:

"ВК": Кадровые перестановки в подведомственных министерству здравоохранения учреждениях начались в августе с увольнения главврача республиканского СПИД-центра Олега Романенко. Чем объясняется увольнение человека, стоявшего у истоков учреждения, какие к нему были претензии у руководства министерства?

"ВК": Еще полгода назад планировалось создание трех травмоцентров для трассы М-7, причем РКБ и НИЦТ "ВТО" рассматривались как две отдельные базы, о чем министр здравоохранения заявил на брифинге в кабинете министров в апреле с.г. Почему в итоге два травмоцентра слили в один?

Ответы на некоторые из 14 вопросов, заданных руководству минздрава, могут служить образчиком общеизвестной поговорки "В огороде бузина, а в Киеве - дядька". Впрочем, судите сами.

"ВК": С чем связано увольнение директора Центра медицины катастроф Ф.Р. Ахмерова? Если причина в допущенных им злоупотреблениях, то в каких именно?

МЗ: Директор Государственного учреждения здравоохранения "Республиканский центр медицины катастроф Министерства здравоохранения Республики Татарстан" Ф.Р. Ахмеров 24.09.2009 освобожден от занимаемой должности по п. 2 ст . 278 Трудового кодекса Российской Федерации (Статья 278. Дополнительные основания для прекращения трудового договора с руководителем организации... 2) в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном правительством Российской Федерации. - И.С.)

Более или менее подробно, что не значит понятно, в документе из минздрава изложена лишь ситуация вокруг НИЦТ "ВТО".

"ВК": Каким образом планируется в дальнейшем строить научно-исследовательскую работу в области травматологии и ортопедии, на какой базе, какими силами? Каков объем финансирования (в целом и отдельно - научно-исследовательской работы) получал НИЦТ "ВТО", какой (в частности, на проведение научных исследований) будет получать в составе РКБ? Кто и каким образом будет теперь определять спектр, объем и направления научных разработок сотрудников данного отделения РКБ?

МЗ: Финансирование объединенного учреждения осуществляется в пределах средств, предусмотренных в программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Татарстан, и за счет средств, предусмотренных на проведение научно-исследовательских работ. В Министерстве здравоохранения Республики Татарстан создается ученый совет для координации научно-исследовательских разработок.

"ВК": В результате реорганизации из НИЦТ "ВТО" уволено по сокращению около полусотни специалистов - ученых, имеющих научные степени, изобретения, патенты. Им предложена другая работа? Если да, то какая, сколько из них трудоустроены, в каком качестве (желательно с примерами)?

МЗ: В результате объединительного процесса часть штатных единиц учреждений сокращена. Работникам, подлежащим высвобождению, были предложены иные должности. Указанные работники с их согласия или по их заявлению переведены в соответствии с имеющейся у них специальностью на другие должности. По информации отдела кадров РКБ по состоянию на 15.10.2009, пока не решен вопрос о трудоустройстве 9 человек, из них 3 работали в НИЦТ "ВТО". По сокращению штата никто не уволен, т.к. Трудовым кодексом Российской Федерации предусмотрен 2-месячный срок предупреждения о предстоящем высвобождении и для поиска возможностей по трудоустройству этих работников.

У кого-то из читателей может возникнуть резонный вопрос: и чего это мы кадровыми вопросами интересуемся, какая нам разница, кого назначили руководить СПИД- центром или перинатальным центром? Кого надо, того и назначили. А кого надо-то? В России до сих пор кадры решают всё, значит, судьба национального проекта "Здоровье" зависит от тех, кто этот проект будет реализовывать. Поэтому важно понять, почему уволили их предшественников, каких качеств тем не хватало.

Государство выделило значительные средства под приоритетные национальные проекты, а значит, заинтересовано в том, чтобы граждане понимали смысл этих реформ. Жаль, что в отличие от государства некоторые государственные деятели не считают нужным толково объяснить суть перемен, происходящих в республиканском здравоохранении. Почему они это делают, мы тоже попытались выяснить в своем запросе.

"ВК": В связи с общественно-политической направленностью нашего издания, появлением в нем критических материалов отношения с министерством здравоохранения у корреспондентов "ВК" традиционно складывались непросто. Однако при прежнем руководстве министерства получение информации, комментариев специалистов минздрава, присутствие корреспондентов "ВК" на коллегиях, совещаниях, конференциях не было проблемой. Напротив, репортеров "ВК" приглашали на мероприятия минздрава, в том числе и на те, где обсуждались острые проблемы здравоохранения. В настоящее время доступ к информации закрыт, на совещания и видеоконференции министерства корреспондентов "ВК" не допускают (тогда как в других министерствах подобные совещания специально транслируются для журналистов). Чем вызвана такая закрытость? Почему руководство министерства не принимает во внимание, что от недостатка информации страдают не только читатели газеты - жители Казани и республики (то есть пациенты, в интересах которых в конечном счете и должно действовать министерство), но и имидж минздрава?

МЗ: Министерство здравоохранения Республики Татарстан открыто для любых средств массовой информации. Мы сотрудничаем со всеми, кому интересно освещать нашу деятельность, а также деятельность учреждений здравоохранения республики. За последние годы многое сделано для расширения диалога с населением республики, организован телефон горячей линии, проводятся пресс-конференции, брифинги на телевидении и радио, руководители и специалисты Минздрава РТ участвуют в "прямой связи". Текущие мероприятия регулярно освещаются на сайте Минздрава РТ http://minzdrav.tatar.ru. Планы Минздрава РТ также размещены на сайте и доступны для любого посетителя сайта.

Ну в том, насколько доступно руководство Минздрава РТ, читатели "ВК", надеюсь, уже убедились.

Рис. caricatura.ru.

Инна СЕРОВА