Вечерняя Казань / № 164 (3938) / Проблемы экологии / На экономичный и неагрессивный реагент денег нет

Соленая зима

На экономичный и неагрессивный реагент денег нет

Подготовка к зиме в условиях дефицита бюджета поставила горисполком и дорожные службы перед выбором: или относительный порядок на дорогах, или применение новых технологий. Чтобы содержать улицы в идеальной чистоте, надо тратить не менее 600 млн рублей в год, а выделено на эти цели в 2009-м 312 миллионов, в будущем году ожидается около 420 млн.

Зима пока щадит дорожников: небольшой аврал случился лишь 9 - 10 ноября, когда за сутки 111 самосвалов вывезли с улиц 555 тонн снега. С этого момента дорожные службы Казани окончательно перешли на круглосуточный режим работы. Как сообщил корреспонденту "ВК" замруководителя пресс-службы горисполкома Лаззат Хайдаров, договоры на уборку улиц заключены с 19 подрядными организациями, в арсенале которых имеется 663 единицы спецтехники - снегоуборочных и комбинированных дорожных машин, самосвалов.

Сколько снега выпадет грядущей зимой, сегодня не может предсказать никто. Начальник отдела прогнозов республиканского гидрометцентра Ирина Трущина дальше чем на три дня вперед не заглядывает. По ее словам, сегодня и завтра лишь местами ожидается совсем небольшой снегопад. А директор Гидрометцентра России Роман Вильфанд вчера выступил в СМИ с прогнозом, согласно которому эта зима в России будет близка к климатической норме, но говорил в основном о температурах, а не об осадках. Тем не менее правительство Москвы всерьез готовится к борьбе со снегом и планирует для удаления наледи на проезжей части использовать, как и в прошлые годы, агрессивные химические реагенты, а на тротуарах - специальные металлические щетки и фрезы либо втапливать в наледь предварительно нагретую гранитную крошку. И совсем невероятный эксперимент запланирован, чтобы вовсе не пускать в Москву снеговые облака: с помощью специальных методов "вытряхивать" из них снег на подступах к столице.

Так далеко планы казанских чиновников никогда не заходили, но этим летом они всерьез стали присматриваться к химреагентам для уничтожения наледи на дорогах. Интерес к "химии" связан с проблемами, которые вызывает борьба с гололедом по старинке - с помощью песчано-соляной смеси. Дело в том, что песок, сыграв свою роль в борьбе с гололедом, потом оказывается в ливневой канализации. И к весне его там накапливается столько, что канализация перестает работать. Чистят ее порой до середины лета, и влетает это в копеечку, и еще аукается потопом на улицах после каждого дождя. Но это там, где "ливневка" имеется. А ее на 2 тысячи километров городской дорожной сети - всего-навсего 300 км. На остальных улицах слой песка неряшливо оседает на асфальте.

В планах горисполкома было закупить не тот недорогой агрессивный реагент ХКМ, который в прямом и переносном смысле отравил жизнь москвичам, а более дорогой и "мягкий". От раствора, который образуется, когда лед и снег посыпают гранулами ХКМ, "горят" обувь и автомобильная резина. Зато он относительно дешев, стоит 3 - 3,5 тыс. руб. за тонну. Казанским же специалистам приглянулся используемый в Екатеринбурге "Бионорд". Обойдется он бюджету в 8,5 тыс. руб. за тонну. Требуется его, правда, на весь город в несколько раз меньше, чем "классической" песчано-соляной смеси, но необходимое городу количество реагента выйдет в 2 - 3 раза дороже. Да еще на переоборудование склада (песок-то хранится в двух отвалах под открытым небом - у Архангельского кладбища и в Юдино) и техники, чтобы реагент распылять, надо будет потратить минимум 12 - 15 млн рублей.

Прикинув все это, городские власти взяли да и заготовили по старинке 140 тысяч тонн песчано-соляной смеси - сыпь не хочу!

Инна СЕРОВА