Вечерняя Казань / № 182 (3956) / Политика / Медведев лишил Татарстан премьер-министра

Вот такая, понимаешь, загогулина

Медведев лишил Татарстан премьер-министра

Под занавес года политическая сенсация прошла незамеченной. Пока Татарстан изнемогает в тревоге - кого посадят в казанском Кремле на следующий срок, Дмитрий Медведев, еще не успев осчастливить республику очередным президентом, уже успел лишить ее такой государственной должности, как премьер-министр.

Государственные должности - это суперноменклатура, в этот список входят те, кто лично имеет значительное влияние на осуществление властью ее полномочий. Таких на весь Татарстан - меньше двух сотен. Понятно, что их степень влиятельности - разная: депутат Госсовета РТ не сравнится с министром РТ, а министр - с премьером... Премьер-министр в списке таких должностей - фигура не последняя, а если точнее, вторая. Во всяком случае, так оно было, пока перечень госдолжностей РТ утверждался фигурой номер один - президентом РТ...

Но год назад в федеральном законодательстве появилась новая норма: перечень типовых госдолжностей субъектов РФ утверждается непосредственно президентом России. Сам этот перечень появился лишь 4 декабря 2009 года, когда соответствующий указ был наконец подписан Дмитрием Медведевым. Он не был замечен общественностью, зато региональные власти привел в состояние, подобное разве что изумлению путника, внезапно застигнутого непонятным явлением вроде грозы среди ясного декабрьского неба. В частности, Татарстан из собственного списка суперноменклатуры недосчитался пяти позиций, и каких...

Начать с того, что "перечень Медведева" не предусматривает возможности такой государственной должности субъекта РФ, как президент!.. Правда, в этом случае хвататься за сердце не стоит, просто президенты и губернаторы - госдолжности более высокого, федерального уровня. Но вот другие высшие должности в Татарстане должны действительно утратить ранг госдолжностей. Это премьер-министр, руководители аппаратов президента и кабмина, а также представитель Татарстана в РФ.

Зато в "медведевском" перечне госдолжностей субъектов РФ присутствует новая позиция, которая эквивалентна основательно забытой в Татарстане старой. Она занимает первую строку и называется "заместитель высшего должностного лица". А поскольку высшее должностное лицо - президент, то выходит, надо срочно обзаводиться вице-президентом. Вроде об этой госдолжности в Татарстане после ее упразднения в 1995 году никто не ностальгировал... Но с другой стороны, не пропадать же добру! Достаточно сказать, что размер материального стимулирования, полагающегося по госдолжности в Татарстане, "пляшет" от размера материального вознаграждения министра, а министр в Татарстане только ежемесячно получает несколько более 100 тыс. рублей...

Словом, это внезапное явление российской политприроды грозит в клочья разметать весь величественный дворец татарстанской государственности. Ужли в Кабмине РТ каждый министр и даже начальник комитета будет гордо нести по жизни звание замещающего государственную должность, а сам Рустам Минниханов - бочком, бочком, как простой какой-нибудь государственный гражданский служащий?! Или Минтимеру Шаймиеву придется самому погрузиться в утомительную рутину правительственных дел (ведь, на всякий случай, и в Конституции Татарстана написано, что президент "руководит деятельностью Кабмина РТ")?! Или, чем переживать вышеописанные гуманитарные катастрофы, проще снова переписать Конституцию РТ и вместо премьера вписать в нее заместителя президента по связям с кабминовской общественностью?

Столкнувшись с катаклизмом подобного масштаба и подобной необъяснимости, татарстанские теоретики пока делают лишь два вывода. Оба - традиционные: во-первых, что конец истинного федерализма снова в повестке дня (ну или года-двух), во-вторых, что если задействовать переговорные процессы, то этот апокалипсис, глядишь, снова рассосется.

- Принимая такой нормативно-правовой документ, не учитывали специфику субъектов Федерации, - сказал "ВК" председатель Комитета по законности Госсовета РТ Шакир Ягудин, как юрист специализировавшийся в конституционном праве. - Помните, в федеральном законодательстве уже была норма, что глава региона сам руководит правительством субъекта? Мы долго ее критиковали, и эту норму убрали. Но вот все-таки снова провели эту точку зрения! А ведь по Конституции России система государственной власти субъекта РФ определятся этим субъектом самостоятельно. Так что если это (введение типового перечня. - М.Ю.) сделано с умыслом, то можно говорить о ликвидации еще одной основы федерализма.

В последнее время казалось, говорит г-н Ягудин, что в федеральном центре снова забрезжило понимание необходимости этих основных региональных свобод. А теперь того и гляди дойдет и до того, что в Москве станут определять и типовые списки региональных ведомств. "Но ведь в одном регионе мощная промышленность, а в другом - стада ходят по горам, и как управление ими привести к общему знаменателю?"

В самом деле, никак: все - разные! Если в отдельных регионах высшее должностное лицо еще как-то ухитряется самолично возглавлять региональное правительство (как происходит, например, в таких небольших субъектах, как Москва или Санкт-Петербург), то в Татарстане, как и в Пензенской, к примеру, области, никак не обойтись без демократического разделения президентских и премьерских полномочий - дел столько, что рук не хватает.

Один из архитекторов дворца татарстанской государственности, прежний госсоветник при президенте РТ, а ныне - директор Института истории АН РТ Рафаиль Хакимов говорит, что в историческом разрезе разделение на президентскую и премьерскую ветви власти в Татарстане "носило во многом политический характер". "Шаймиев вначале видел эту должность (президентскую. - М.Ю.), фактически включающей функции премьера, - вспоминает он. - Но убедился, что политическая составляющая роли президента очень объемна".

К тому же в горячее пореформенное время разделить эти функции было и тактически полезно. Ведь если что-то пошло не так, президент всегда мог сказать, что ошибся премьер...

А вот возвращение исчезнувшей почти полтора десятилетия назад госдолжности вице-президента РТ Рафаиль Хакимов, по его словам, всегда приветствовал: "Я всегда считал, что наличие вице-президента в Татарстане логично и что им должен быть русский".

- Хотели полностью скопировать структуру "большого" государства: чтобы и президент был, и премьер-министр... - говорит Владимир Беляев, известный политолог, академик Российской академии политнауки, а в 90-х - активный участник политического процесса. - Но и в "больших государствах не всегда есть обе эти должности, например, в США президент сам возглавляет правительство.

Но как бы далеки ни были позиции разных аналитиков, все они сходятся в одном: Татарстан своего премьер-министра без боя не сдаст и после появления "перечня Медведева" еще поборется за свою госдолжностную идентичность. Вероятно, грядет новый договорный процесс, а уж по этой части у нас самый большой в России опыт. Так что как бы ни звали очередного президента Татарстана, он скорее всего будет "руководить деятельностью кабмина" посредством руководства деятельностью премьер-министра.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ