Вечерняя Казань / № 3 (3963) / Политика / Политкроссворд: одно имя по вертикали
Зал ожидания
Политкроссворд: одно имя по вертикали
Госсовет РТ ждет "письма счастья", в котором Дмитрий Медведев предложит ему утвердить Минтимера Шаймиева президентом Татарстана. А поскольку это произойдет, вероятно, никак не раньше конца февраля, то время ожидания коротают кто как может. Например, один из руководителей депутатского корпуса на днях рассказывал мне новую байку о наших достижениях. Поговаривают, мол, что последние научные исследования показали: если по России в результате глобального потепления средняя температура повысилась на один градус, то в Татарстане - сразу на три!
|
Кто хоть раз застревал в зале ожидания, знает, что запас баек со временем иссякает, и тут остается если не спать, то разгадывать кроссворды. Правда, татарстанский политкроссворд выглядит не особо увлекательным. Взять, во-первых, вертикаль: по вертикали в нем только одно имя, причем заранее известное уже на протяжении четырех подряд президентских сроков... Горизонталей же (политических противовесов) просто нет - есть ветви власти, примостившиеся у могучего ствола как не слишком значимая подробность. Только эти детали и можно разгадывать.
Например, первым "потрясением", ожидающим Татарстан весной после нового назначения Минтимера Шаймиева, будет отставка Кабмина РТ. Эта норма татарстанского законодательства - отставка правительства при окончании срока полномочий президента с тем, чтобы дать возможность новому президенту назначить новое правительство, - очевидно, является рудиментарной: она появилась тогда, когда возможность появления в Татарстане другого президента еще не казалась абсурдной. Теперь же с высочайшей долей вероятности следует предположить, что кабмин возвратится из краткого небытия в прежнем составе. Благо Минтимеру Шаймиеву и прежде не приходилось ждать "перевыборов", чтобы вписать новые буквы в строку, где следует указать имя главы того или иного министерства...
Несколько интригует разве что вопрос, останется ли само количество министров прежним или увеличится. Уже больше четырех лет кабминовские аналитики заняты вопросом, следует ли образовать в Татарстане новое министерство энергетики. Может быть, предстоящая кадровая встряска будет способствовать решению этого вопроса. Прежде функции "энергетического госоргана" выполняло госпредприятие Татэнерго, ныне оно акционировано и разделено на отраслевые компании, а ведь кто-то должен координировать рыночное развитие энергетической отрасли с потребностями и функциями государства... Вопрос состоит, собственно, в том, должно ли это быть целое министерство либо просто отдел в Минпромторге РТ ввиду того, что доля энергетики в ВРП все-таки довольно незначительна. Второй вариант выглядит логичнее, но... можно ли Ильшата Фардеева назначить простым завотделом?! Или новое министерство стоит создать хотя бы ради того, чтобы возможный преемник президента набрался опыта госуправления?
В связи с этой трудноразрешимой ментальной дилеммой старожилы татарстанского правительства вспоминают байку времен одной из предыдущих кабминовских встрясок. Тогда один из министров выражал тревогу, останется ли в перечне республиканских министерств то, которое он возглавляет. "Ты за министерство не волнуйся, ты за себя волнуйся!" - посоветовали ему кабминовские остряки. Как в воду глядели: министерство преуспевает до сих пор, но министр там сменился (впрочем, и прежний не пропал - получил завидный пост в местных подразделениях федеральных структур).
Что касается серьезных политических прогнозов, то действующие политологи пока не отмечают фактов, свидетельствующих о возможности реальных перемен в Татарстане в наступившем новом году. Академик Российской академии политнауки Владимир Беляев, например, говорит, что видит возможность лишь локальных изменений к лучшему, связанных с приданием КГТУ-КАИ статуса исследовательского университета и объединением трех вузов Казани в Федеральный университет. Но он считает, что это все же не тот качественный подъем образовательной сферы, какой тянет наверх всю нацию (и о каком говорил Бисмарк, заявивший, что человеком, выигравшим решающую для Германии франко-прусскую войну, был школьный учитель). В данном случае, считает он, более актуально другое высказывание Бисмарка - что государство должно защищать человека от колыбели до могилы, а у нас, замечает Владимир Беляев, этот "зонтик" прохудился еще в советское время, а сейчас все больше приходит в негодность: "У нас сейчас по всей России государства в этом смысле, считай, нет - оно откровенно обслуживает интересы одного процента населения. И пока граждане согласны это терпеть, залечь в уголок, прикинуться ветошью и не отсвечивать - ничего не изменится".
Доктор политических наук Сергей Сергеев прогнозирует, что на федеральном уровне в наступившем году все-таки можно ожидать некоторых либеральных подвижек на манер "второй перестройки" (правда, признается он, такое ожидание присутствует без рациональных объяснений). А вот в Татарстане, по его мнению, даже такая робкая оттепель вряд ли возможна: "Именно так было во 2-й половине 80-х: Москва кипела, а у нас было все спокойненько...".
Фото president.tatar.ru.
Марина ЮДКЕВИЧ