Вечерняя Казань / № 6-7 (3966-3967) / Медицина / Врач и пациентка подрались из-за порядка выдачи больничного

Клинический случай

Врач и пациентка подрались из-за порядка выдачи больничного

В разгар эпидемии гриппа в Дербышках конфликт между пациенткой и участковым терапевтом 2 декабря завершился потасовкой. После нее врач написала на пациентку заявление в милицию, а пациентка - заявление на врача.

В редакцию "ВК" жительница Дербышек пришла с копией своей жалобы в прокуратуру Советского района на действия врача и с актом судебно-медицинского обследования в республиканском бюро судмедэкспертизы. Эксперт обнаружил 3 декабря у женщины небольшие телесные повреждения, с ее слов в акте записано, что причинила их ей терапевт 8-й поликлиники при посещении на дому.

Женщина рассказала корреспонденту "ВК", что недавно сменила работу. Увольняясь, сдала медицинский полис, вышла на работу на новом месте (кстати, также участковым терапевтом в одну из казанских поликлиник) и заболела раньше, чем новый работодатель завершил оформление медицинского полиса. Утром она почувствовала недомогание, измерила температуру (градусник показал 39) и вызвала на дом врача. Доктор пришел вечером, к этому времени температура подскочила и у пожилой матери пациентки.

Как утверждает женщина, врач провела осмотр поверхностно, на просьбу заодно осмотреть и пожилую женщину ответила отказом (мол, вызов был лишь к одному человеку), а узнав, что у больной нет полиса, больничный лист не стала выписывать. Поскольку пациентка сама врач и имеет опыт выписки листков нетрудоспособности, она настаивала, чтобы доктор поступила так, как она сама обычно в подобных случаях делает: сразу выписала ей больничный либо зарезервировала бланк, чтобы после получения полиса заполнить его... Врач отказалась. Разгорелся спор, в ходе которого хозяйка квартиры в резкой форме потребовала, чтобы доктор ушла. В ответ последовал удар кулаком по лицу. Больная дала сдачи, после чего терапевт поехала прямиком в травмпункт и обратилась в милицию с заявлением о возбуждении уголовного дела на больную.

- В тот же вечер ко мне пришел милиционер, стал меня опрашивать, и тогда я тоже написала заявление, а полученные телесные повреждения на другой день тоже зафиксировала. А когда получила полис, прикрепилась к другой поликлинике, - завершила рассказ теперь уже бывшая пациентка поликлиники №8.

Поскольку при смене работы временно оказаться без полиса на руках может каждый, корреспондент "ВК" попыталась разобраться в том, обязан ли врач оформлять больничный в отсутствие полиса, и обратилась в Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) РТ и в Фонд социального страхования (ФСС) РТ.

- Связи между наличием полиса и выдачей больничного листа быть не должно, - сказала заместитель директора ФОМС по обязательному медицинскому страхованию Марина Мухаметзянова. - Больничный лист оплачивается не за счет средств ОМС.

- Отказ оформить листок временной нетрудоспособности в отсутствие у больного полиса - это нарушение утвержденного порядка выдачи больничных, - заверила консультант отдела экспертизы временной нетрудоспособности ФСС РТ Рузиля Халяфутдинова, сославшись на приказ минздравсоцразвития № 514 от 01.08.2007 г.

В поликлинике № 8 корреспонденту "ВК" также подтвердили: пациент не обязан предъявлять медицинский полис, чтобы получить больничный лист (в случае заболевания, разумеется). Начмед Елена Кириллова отказалась комментировать конфликт между ее подчиненной и пациенткой до завершения разбирательства, но сказала, что законный порядок выписки больничных листов в этом учреждении соблюдается:

- До сих пор у этой пациентки не было претензий к нашей поликлинике. Я не присутствовала при конфликте и не знаю, что именно между ними произошло, но врач утверждает, что смотреть вторую больную не отказывалась, тем более что в эпидемию это обычная практика. Вызвавшей ее пациентке не было отказано в больничном, а предложено оформить листок нетрудоспособности централизованно, в поликлинике. Врач предложила ей взять квиток, чтобы потом она или ее родственники пришли с ним в поликлинику, где на ее имя выписали бы больничный. Сделать это можно и на другой день, но она не захотела.

Не захотела, заметим, вполне резонно: выписка листка нетрудоспособности задним числом - серьезное нарушение, и пациентка, как врач, это отлично знала. Стало быть, за больничным с предложенным врачом квиточком надо было бежать в регистратуру в этот же день. Причем немедленно, ведь врач пришла к больной в половине восьмого вечера, а поликлиника работает до восьми. А кому бежать - пациентке или ее больной матери?..

А зачем вообще врачу нужно было так усложнять ситуацию?

- Пациентка прикреплена к нашей поликлинике, но при смене полиса могли возникнуть проблемы, - говорит Елена Кириллова. - Ведь посещения больных фиксируются по полисам... По закону врач должна была выдать больничный, но я считаю, что в данном случае права больной не были серьезно нарушены. Ничего страшного не произошло бы, если бы листок нетрудоспособности выписали централизованно, и он лежал в регистратуре до получения больной нового полиса. Потом его бы выдали. Для отчетности желательно, чтобы полис был.

Требования к поликлиникам по части отчетности в ближайшее время вряд ли изменятся. А смена работы для казанцев дело обычное: человеку свойственно искать, где лучше платят. Нервы в неспокойной экономической обстановке и у пациентов, и у врачей сдают все чаще. В этом году грядет массовая смена полисов, так как у страховых компаний заканчиваются срочные договоры на оказание этого вида услуг. А впереди, предупреждают эпидемиологи, новая волна гриппа.

Инна СЕРОВА