Вечерняя Казань / № 13-14 (3973-3974) / Политика / Николай Петров: Минниханов заберет у Шаймиева нефть. Но не всю
Про нас пишут
Николай Петров: Минниханов заберет у Шаймиева нефть. Но не всю
С приходом к власти нового главы Татарстана клану бывшего президента будет перепадать меньше нефтяной ренты. Что означает новое назначение для Татарстана и России, рассуждает эксперт Московского центра Карнеги Николай Петров.
- Николай Владимирович, перемены от назначения Минниханова будут?
- Думаю, будут, причем как внутри Татарстана, так и в отношениях между Татарстаном и Москвой. Что касается перемен внутренних (хотя очевидно, что Минниханов - человек Шаймиева и что Шаймиев выбирал себе преемника), Минниханов не является подчиненным Шаймиева и зависимым от него человеком. Это глава очень близкого, но вполне самостоятельного клана. Поэтому подвижки внутри Татарстана неизбежны, поскольку происходят изменения баланса сил. Мне кажется, Шаймиев сейчас видит себя в роли Дэн Сяопина. Но насколько у него она получится - большой вопрос. Безусловно, у него большой авторитет, определенные рычаги в руках, в том числе финансово-экономические. Тем не менее его эпоха прошла.
Что касается отношений с Москвой - с одной стороны, Минниханов не имеет того веса и авторитета, которыми обладал Шаймиев. С другой - он руководитель более современного, технократического типа, и в этом смысле вполне отвечает общей философии взаимоотношений Москвы с региональными лидерами. Мне кажется, особых конфликтов и прямых столкновений не будет, но это не означает, что Москва усиливает свой контроль над Татарстаном.
Собственно, суть негласного договора, заключенного между Москвой и Шаймиевым при передаче власти: обеспечение стабильности в Татарстане и лояльности в плане результатов федеральных выборов в обмен на сохранение относительной политической и экономической автономии.
- Вы говорите, Минниханов - глава близкого и влиятельного клана. Какие у него позиции внутри Татарстана?
- Минниханов - премьер-министр на протяжении 12 лет. Он уже выстроил, как и основные игроки в Татарстане, собственную клановую систему. У него есть и родственники на ключевых постах, и клиентела - люди, которые за 12 лет его пребывания во главе исполнительной власти многое от него получали и от него зависимы. Система устойчива, и здесь не может быть с ходу каких-то серьезных подвижек. Но вместе с тем есть бизнес, который контролируют дети Шаймиева, а он будет свои политические позиции терять.
- Какой-то бизнес перейдет от детей Шаймиева Минниханову? Будет ли раздел собственности?
- Не думаю, что будет происходить радикальный передел собственности. Речь идет о системе приоритетов и о том, каким образом распределение ренты, во многом связанное с доходами Татнефти (ее контролирует Минниханов), будет происходить дальше. Доходы Татнефти перераспределялись в пользу разных структур, в том числе контролируемых сыном Шаймиева. Теперь, очевидно, политические позиции Шаймиева и его группы ослабевают, поэтому часть ренты, которая раньше шла в их пользу, будет идти в другое место.
- То есть положение Шаймиева - в среднесрочной перспективе - остается стабильным, его не оттеснят совсем на задворки?
- Формально он не является руководителем крупных структур. Он сам отошел в сторону, и в этом смысле он уже находится на задворках. Какие-то неформальные рычаги влияния у него есть, и с Миннихановым его связывают давние и близкие отношения. Но неформальные рычаги имеют тенденцию резко ослабевать, если не подкрепляются формальными рычагами.
- Все же что касается отношений с Москвой. На Минниханова можно оказывать большее влияние, чем на Шаймиева?
- Политический вес Минниханова значительно меньше, чем у Шаймиева. И это делает его игроком совершенно другой весовой категории в отношениях с Москвой. Но в том-то и дело, что он опирается на мощную систему, которую выстроил Шаймиев. Лично он - по крайней мере на первых порах - оказывается более слабым. Но его опора сохраняется.
- Шаймиев на посту главы республики сидел до упора. Повторит ли его политическую судьбу Минниханов?
- Шаймиев в качестве лидера республики пережил несколько политических эпох. Он начинал в советское время секретарем обкома, потом был очень влиятельным руководителем в период конфликта между Ельциным и Горбачевым, потом во времена Ельцина. Он прошел через очень разные периоды, во время которых Татарстан то выглядел как практически независимое государство, то становился в большей мере регионом, контролируемым Москвой. Минниханов приходит в ситуации другой, и предсказать, как сложится его будущее, трудно. Можно ли было предсказать будущее Шаймиева в бытность его секретарем обкома? Что он сохранит лидирующее место на татарстанском олимпе? Мне кажется, Минниханов, с одной стороны, гораздо менее гибкий и политически ориентированный человек, с другой - более современный управленец, что может способствовать его приспособляемости к современной политической ситуации. Думаю, совершенно невозможно сейчас сказать, насколько долгой окажется политическая жизнь Минниханова. Но опираясь на то, что он сделал карьеру и сохранял позиции в течение такого долгого периода в Татарстане, можно утверждать, что эти позиции серьезные и достаточно стабильные.
(www.svpressa.ru.)