Вечерняя Казань / № 18 (3978) / Экономика и цены / Через "Дом-2" вышли на федеральный простор

Это вам не в игрушки играть

Через "Дом-2" вышли на федеральный простор

Об антимонопольщиках из Татарстана теперь узнают даже те, кто и слов-то таких, как "антимонопольное регулирование", не знает. Пока подростки, федеральные парламентарии и главы российских Минобраза и МВД возбуждаются, с противоположными эмоциями наблюдая поведение персонажей телевизионного реалити-шоу "Дом-2", татарстанское Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС по РТ) возбудило дело по признакам нарушений в "Доме-2" закона о рекламе.

Предметом дела является сюжет этого реалити-шоу, в котором участники проекта демонстрировали друг другу не интимные места (это в их исполнении уже никого не способно удивить), а - о ужас! - игровую приставку системы "Wii" от "Nintendo". И при этом обсуждали не чье-то мужское достоинство, как обычно, а достоинства этой игрушки. И все это - без предварительного уведомления о рекламном характере происходящего. А вдоволь повозмущавшись этим безобразием, специалисты УФАС по РТ подсчитали, что общая продолжительность рекламы в программе превышает время, допустимое по закону.

В результате татарстанские антимонопольщики возбудили в отношении производителя "Дома-2" - ОАО "ТНТ-Телесеть" - дело по признакам нарушения ч. 1, 3 статьи 14 ФЗ "О рекламе" ("Прерывание телепрограммы или телепередачи рекламой... должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы... Продолжительность распространяемой в телепрограмме рекламы... не может превышать пятнадцати процентов времени вещания в течение часа").

- Да, телеканал ТНТ - не местный, а федеральный вещатель. Но в наши задачи входит мониторинг всех СМИ на территории Татарстана, - пояснила "ВК" пресс-секретарь УФАС Резеда Мазитова. - Когда пришли к мнению, что в шоу "Дом-2" есть признаки нарушения закона о рекламе, то запросили в Москве, в центральном аппарате ФАС, полномочия на ведение этого дела, и такие полномочия нами были получены.

Резеда Мазитова напомнила, что прецедент выступления татарстанских антимонопольщиков в федеральном масштабе уже имеется: УФАС по РТ признавал ненадлежащей рекламу одного из банков, распространявшуюся по всей стране. А теперь Казань оказалась местом, откуда могут если и не положить предел триумфальному шествию "Дома-2" по бескрайним просторам России, то принудить "домушников" к благопристойности... хотя бы в отношении рекламы. Если факт нарушения будет установлен, ТНТ грозит штраф от 40 до 500 тыс. рублей.

В УФАС признались "ВК", что их терпения едва хватило на просмотр выпуска от 17 августа 2009 г. - именно там и обнаружились сомнительные похвалы игровой приставке. Но если, набравшись духу, антимонопольщики решатся продолжить просмотр, то надолго обеспечат себя работой. Ведь сегодня они без колебания штрафуют медучреждения, если те к объявлению о том, что такой-то врач принимает там-то, забудут приписать: "Требуется консультация специалиста"... А в реалити-шоу тем временем без колебаний консультируют страну, что такой-то аптечный препарат как рукой снимает все проблемы...

На телеканале ТНТ с претензиями из Казани, разумеется, не согласны. Его юридический департамент заявил, что "в том случае, когда реклама размещена внутри телепередачи, никакого предварительного сообщения делать не надо. Даже применительно к рекламным паузам закон делает исключение для спонсорской рекламы. В эфире телеканала ТНТ во время показа "Дома-2" имела место демонстрация спонсорской рекламы в виде плашек спонсора - дистрибьютора "Nintendo" на территории РФ".

А математический довод татарстанских антимонопольщиков, что в "Доме-2" перебрали с продолжительностью рекламы, телевизионщики парируют доводами высокого искусства: норма о временном максимуме не распространяется-де "на упоминания о товаре... которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства". Так что насколько "Дом-2" - искусство, настолько же реклама в нем - не реклама.

Экспертизу спорного фрагмента УФАС по РТ заказал завкафедрой журналистики, профессору КГУ Светлане Шайхитдиновой.

- Я занимаюсь экспертизой конфликтных публикаций более 15 лет. Так вот, этот случай выбивается из обычной практики: здесь ничего не пришлось доказывать, поскольку наличие рекламы очевидно, - рассказала она "ВК".

Светлана Шайхитдинова говорит, что как эксперт впервые имела дело с реалити-шоу, и ей было важно определить, в частности, отличается ли такое шоу от телесериала, где актеры исполняют роли, расписанные сценарием. "Хотелось понять, дурят нашего брата или не дурят. Так вот: дурят! У меня сложилось мнение, что "реалити-шоу" не менее разыграно, чем традиционный телесериал". А при этом воздействие рекламы, спрятанной в мнимом "реалити", намного сильнее, чем у рекламы в телесериале или игровом кино.

- Наблюдения за восприятием аудитории показывают: то, что подносится как документальное, больше влияет на психику, - констатирует эксперт. - Ведь одно дело, если зритель смотрит художественный фильм и понимает, что имеет дело с вымыслом, и совсем другое - если считает происходящее на экране отображением жизни реальных людей, таких же, как он сам... В последнем случае уничтожается граница естественного недоверия, и реклама оказывается более действенной. Я предполагаю, что столь длительная жизнь телепроекта "Дом-2" - результат не столько популярности и высоких рейтингов, сколько рекламных интересов. Это финансовый проект.

Фото dom2.ru.

Марина ЮДКЕВИЧ