Вечерняя Казань / № 18 (3978) / Медицина / Мания медвеличия

Нескорая помощь

Мания медвеличия

Здравоохранение принимает крупные формы: в Казани за счет сокращения муниципальных лечебных учреждений укрупняют поликлиники, делая их фактически безальтернативными для жителей. Так что горожанам теперь лучше с врачами не ссориться. По этому сценарию началась и реорганизация поликлиник Ново-Савиновского и Советского районов - содержать несколько муниципальных учреждений в каждом из этих районов, как заявляет правительство, непозволительная роскошь.

В начале февраля "черную метку" в виде приказа начальника управления здравоохранения Казани о реорганизации получили две поликлиники: МУЗ "Городская поликлиника №15", к которой прикреплено около 30 тысяч взрослого населения микрорайона Карбышева - Латышских Стрелков, и МУЗ "Детская городская поликлиника №3", обслуживающая около 20 тысяч детей микрорайона Декабристов - Ибрагимова. Эти поликлиники прекратят самостоятельное существование с 30 апреля - к этому сроку каждая из них должна войти в состав МУЗ "Городская поликлиника №1" и МУЗ "Городская детская поликлиника №7" соответственно.

В приказе горздрава, однако, ничего не говорится о том, каким образом будет обслуживаться население, временно оставшееся без опеки. Людям придется перерегистрировать страховые полисы ОМС в объединенных поликлиниках или их будут принимать по полисам ликвидируемых учреждений? Похоже, лучше заранее подготовиться к повторной регистрации, иначе вам могут отказать в приеме. По наблюдениям страховщиков, подобные инциденты случаются чуть ли не ежедневно из-за путаницы в электронных базах данных поликлиник. Как бы кого не потеряли и в результате реорганизации.

Но почему же город закрывает две большие районные поликлиники? Может, прием больных в них вызывал недовольство граждан? Отнюдь. По словам заместителя главного врача поликлиники №15 Альфии Хасаншиной, диагностические исследования в ней проводятся день в день, консультации узких специалистов - через день-два, штат врачей укомплектован.

- Мы узнали о реорганизации из приказа, который поступил к нам в начале февраля, но нашего мнения не спрашивали, - рассказывает она. - Медицинский персонал от ликвидации нашей поликлиники пострадать не должен, людей переведут в первую укрупненную. Правда, штатное расписание еще не готово, неизвестно, оставят ли на месте лабораторию, лицензированный рентгенкабинет и наши три аппарата УЗИ. Надеюсь, что хуже от нашей реорганизации населению не станет.

А может быть, жителям окрестных улиц даже повезло? Ведь в действительности на 30-тысячное взрослое население на поликлинику выделяется по 0,25 - 0,5 ставки нескольких врачей-специалистов. Отсюда длинная предварительная запись, в которую лучше записаться, пока здоров. А на срочную помощь уже не рассчитывать. И даже в частных клиниках, выполняющих муниципальный заказ, попасть к невропатологу, гастроэнтерологу удается лишь через две-три недели. Так что хуже уже некуда. И даже не в каждой детской поликлинике найдется лор-врач с элементарным набором техники, а родители все чаще бегут в частные центры и платят по тысяче с лишним рублей за банальную процедуру промывания носовых пазух малышам. А если болезнь сложнее насморка или поноса, то участковый врач от растерянности "рисует" диагноз вслепую, и ваше здоровье зависит от того, угадал ли он.

Начальник управления здравоохранения Казани Рамиль Ахметов в беседе с корреспондентом "ВК" признал, что "проблема с узкими специалистами в городе есть", но ее чудесным образом предполагается решить за счет реорганизации:

- Штатные единицы медперсонала урезаться не будут. Но сейчас на четверть ставки даже врача-совместителя найти невозможно. А после реорганизации у главного врача будет возможность менять ставки. Например, вместо санитарки принять медсестру, а на ставку бухгалтера - врача. За счет сокращения административных единиц 7-я детская поликлиника сможет ввести еще одну вакансию невропатолога (в итоге 40 тысяч детей будут обслуживаться в лучшем случае двумя невропатологами. - Л.И.).

Даже не посвященным в тонкости муниципальной системы здравоохранения понятно, что реорганизация не избавит людей от очередей в поликлиниках, а качественная и своевременная медицинская помощь по-прежнему останется в мечтах. От сокращения административного звена муниципалитет "выгадает" плюс две-три дополнительные ставки, а вот выбора при желании сменить поликлинику у них не останется. И хотя жители по-прежнему будут посещать привычное здание, юридически они будут "рабами" одной большой районной поликлиники.

В гипертрофированном виде реорганизация медицинских учреждений прошла в Нижнекамске. Вместо пятнадцати ЛПУ здесь оставили одну Нижнекамскую ЦРМБ с двумя "кластерами" - детским и взрослым. Таким образом, сложив три поликлиники, одна из которых имеет аппарат УЗИ, другая - компьютерный томограф, а третья - лор-кабинет, Нижнекамск получил хорошо оснащенную больницу. Видимо, иначе этот город с самой большой техногенной нагрузкой на здоровье населения не может обеспечить доступность бесплатной медицинской помощи. Но чиновники минздрава на своей коллегии назвали пример Нижнекамска образцово-показательным, а мэр Нижнекамска Айдар Метшин удостоился похвалы.

По нижнекамской модели проходит реорганизация лечебной сети и в Казани. Правда, по словам Рамиля Ахметова, механически объединить районные ЛПУ в одну клинику не представляется возможным, и даже в масштабе одного района придется оставить как минимум по две взрослые поликлиники и по одной детской.

Страховщики уверены, что монополизация системы бесплатной медицинской помощи приводит к ухудшению ее качества. По словам заместителя начальника отдела по защите прав застрахованных ЗАО "СМО "Спасение" Эльвиры Мухитовой, многие люди боятся жаловаться, потому что у них нет возможности обратиться в другую клинику - нет выбора.

А жаловаться есть на что: если муниципальная клиника оказывает платные услуги, то она старается пропустить больных через кассу.

- У нас в медицине нет прозрачности в нормативном регулировании платных услуг, - говорит Эльвира Мухитова. - Даже нам, специалистам, порой трудно разобраться, какая услуга должна быть бесплатной, а какая - платной. В медицине предусмотрена система квотирования по таким исследованиям, как компьютерная томография и магнитно-резонансная томография, но нигде нет открытой информации, сколько квот получила та или иная клиника и как она должна их потратить.

Таким образом, на рынке медицинских услуг складывается парадоксальная ситуация. С одной стороны, скорой может оказаться не государственная помощь, а платная. С другой - услуги государственной медицинской помощи никак нельзя назвать абсолютно бесплатными.

Луиза ИГНАТЬЕВА