Вечерняя Казань / № 23 (3983) / Экономика и цены / Метропоезд вдаль стремится - на пути закон лежит

Вскрытие показало

Метропоезд вдаль стремится - на пути закон лежит

Счетная палата РТ заключила, что из проверенных ею 6-миллиардных затрат на строительство казанского метро в 2007 - 09 гг. около 696 млн рублей потрачено с различными нарушениями. А считая с федеральными средствами (их проверка не входит в полномочия СП РТ), на постройку "подземки" в Казани в последние три года ушло свыше 7,9 млрд рублей.

За это время действующая линия метро, не считая незавершенного строительства, удлинилась на 800 метров и одну станцию. В 2005-м введение в строй всех пяти станций первой очереди (около 8,5 км) обошлось в 17 млрд рублей... Констатируя уже тогда, что километр казанской "подземки" - самый дорогой в мире, мы не догадывались, что вскоре она побьет свой собственный рекорд.

Всякий рекорд (и в спортивной столице России это знают как нигде) есть результат врожденных способностей и труда, но уж чтобы прыгнуть выше своей собственной головы - тут без упорного освоения новых технологий не обойтись. Вот проверка расходования бюджетных средств на строительство первых пяти станций казанского метро показала: неоправданное получение дорогих кредитов при наличии собственных средств, наличие необъяснимых посредников, банальные приписки... В общем, ранняя заря цивилизации.

На таких дедовских механизмах в большом строительстве долго не продержишься. За пять лет казанский метрострой возмужал до того, что СП РТ при проверке даже приписок не обнаружила! К гражданственной радости проверяющих, как тщательно они ни обмеряли все архитектурные и отделочные детали единственной введенной за это время станции "Проспект Победы", не выявили ни единого факта завышения оплаты.

Большинство нарушений на этот раз обнаружились под толстым слоем госзаказа на оборудование. Например, Дирекция по строительству подземных транспортных сооружений (преемница почившего после предыдущей проверки СП РТ Управления по строительству метрополитена администрации Казани) официально размещает извещение о том, что намерена приобрести 204 единицы оборудования для системы "Движение" на 80,2 млн рублей. А в результате заключает контракт о поставке на эту самую сумму, но только 94 единиц оборудования...

Такая же история - с конкурсом на поставку оборудования для электродепо. Официальным условием участия поставщиков в конкурсе была поставка 40 единиц оборудования на 19,6 млн рублей. Из двух фирм, пожелавших участвовать, одна была отклонена конкурсной комиссией дирекции - заказ в итоге получила вторая. Причем эта вторая фирма предложила поставить на 18,6 млн рублей лишь 26 единиц оборудования, и некоторые из них - по цене не ниже, а выше предела, установленного конкурсной документацией. Но и это еще не все. Семь из 26 единиц (на 3,5 млн рублей) дирекция, судя по ее официальному извещению, вообще не намеревалась закупать!

Такая интерпретация закона о госзаказе - не дешевле и больше, а дороже и меньше, конечно, проверяющих насторожила... Но проверяемые убедительно им доказали, что стремились не к чему-либо нехорошему, а исключительно к прогрессу.

"Они объяснили, - рассказал "ВК" аудитор СП РТ Ильнур Мубараков, - что проект был сделан давным-давно, а с тех пор появилось более современное оборудование". "Более современного" надо меньше, чем "менее современного", а что оно все-таки дороже, так на то и прогресс... "Но тогда и конкурс надо было проводить на поставку другого оборудования, иначе поставщиков вводим в заблуждение", - заметил аудитор.

Словом, препятствиями, которые мешали казанскому метрострою двигаться все вперед и вперед, оказались проект строительства вместе с законом о госзаказе. К счастью, поезд к этому моменту успел набрать такой ход, что этих препятствий и не заметил.

Кстати, о препятствиях: они в нашем метро отнюдь не для всех столь же легко преодолимы, как для метростроя. В числе неиспользуемого оборудования "Метроэлектротранса" обнаружились подъемные платформы для инвалидов общей стоимостью 2,1 млн рублей. Ту, что на станции "Проспект Победы", не запускают, поскольку не обзавелись соответствующей лицензией. А на "Суконной Слободе" этот подъемник установлен так, что к нему не то что инвалид - тренированный десантник не подберется: за закрытой дверью неиспользуемого вестибюля. Как пояснил проверяющим гендиректор "Метроэлектротранса" Асфан Галявов, эксплуатировать оба входа на этой станции "для нас накладно, и мы открыли тот, который выводит на жилой массив". Установить подъемник для инвалидов у входа, который подальше от жилого массива, тоже, между прочим, прогрессивная идея: так дорогостоящее оборудование прослужит дольше. Все-таки экономия.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ