Вечерняя Казань / № 29 (3989) / Политика / Штатский советник

Новое слово

Штатский советник

Сегодня Татарстан впишет новое слово в многовековую историю российской государственности. В этой истории каких только государственных должностей не было, но теперь впервые в России законодательно утверждается должность, можно сказать, именная. Занимать ее сможет лишь один человек - Минтимер Шаймиев. Для этого потребуется внести поправку и в Конституцию Татарстана.

Две недели назад Минтимер Шаймиев на вопрос Интерфакса о своих планах на будущее ответил: "Я не Ли Куан Ю. Это отец-основатель "сингапурского чуда", который, уйдя на покой, продолжает оставаться в правительстве Сингапура (возглавляемом его сыном Ли Сьен Лунгом. - М.Ю.) в качестве министра-ментора". После этого можно было предполагать, что Шаймиева устроит позиция вне штата - "тайный советник" нового президента... Но тайное обернулось явным. Стало понятно, что экзотическая госдолжность министра-наставника для Минтимера Шаймиева просто недостаточно эксклюзивна: он останется официальным наставником всех ветвей татарстанской власти.

Закон, который сегодня примет Госсовет РТ, называется "О государственном советнике Республики Татарстан". Но с большим основанием он мог бы называться законом "О Минтимере Шариповиче Шаймиеве", поскольку предусматривает, что на новую должность назначается исключительно "лицо, прекратившее исполнение полномочий первого президента РТ".

Так прежние шаймиевские полномочия плавно перетекут в новые, и ни капли драгоценного опыта не просочится даром. Советами, пусть даже государственного масштаба, дело не ограничится. Задачей госсоветника РТ будет содействие как органам госвласти Татарстана - "в эффективном осуществлении их полномочий", так и народам Татарстана - "в развитии национальной культуры" (в том числе за пределами Татарстана, если это касается татар)... Кроме того, он будет содействовать федеральным органам госвласти всякий раз, когда они не смогут обойтись без помощи татарстанского советника.

К новоучреждаемой должности будет прилагаться абсолютно эксклюзивное (учитывая, что госсоветник - не государственная должность РТ) право - вносить от своего лица проекты законов Татарстана. Для этого надо будет менять Конституцию РТ: по ней сейчас правом законодательной инициативы не обладают даже министры.

Место пребывания первому и единственному госсоветнику Татарстана определили привычное: Казань, Кремль. Тут-то и станет очевидной необходимостью то, что до сих пор выглядело явным излишеством: наличие в Казанском кремле не одного, а сразу двух президентских дворцов... Понятно, что в такой ситуации остальным кремлевским обитателям немудрено и запутаться: который же главный-то? На этот случай законодатели, проявив мудрость, специально оговорили протокольный момент: "при проведении официальных мероприятий... госсоветник РТ занимает позицию ПОСЛЕ президента РТ".

Что касается дальнейшего... Освободить госсоветника РТ от должности сможет парламент по представлению президента, но все это - при наличии личного заявления самого госсоветника. Таким образом, можно считать, что законом предусмотрена тройная защита... насколько закон у нас вообще может защитить кого-либо от увольнения.

Особо подчеркивается, что госсоветник будет содействовать, развивать, писать законы и т.д. "на безвозмездной основе".

Но если готовность самого Минтимера Шаймиева служить Родине бескорыстно не подлежит сомнению, то вряд ли на такой подвиг способны обычные госслужащие. Между тем госсоветник РТ получит собственный секретариат. Размеры будущих затрат на обеспечение плодотворной деятельности госсоветничьего штата пока неизвестны, но известно, что его сотрудники получат статус и содержание не меньше, чем у коллег в аппарате президента РТ.

Марина ЮДКЕВИЧ