Вечерняя Казань / № 36 (3996) / Политика / Минниханов взялся за "Без булдырабыз"

Второй президент

Минниханов взялся за "Без булдырабыз"

Вчера в Татарстане официально появился новый президент. Событие произошло в Большом концертном зале им. Сайдашева в атмосфере глубокой и воодушевляющей преемственности. Минтимер Шаймиев передал Рустаму Минниханову президентский штандарт, а Рустам Минниханов в своей первой президентской речи не без смущения впервые произнес лозунг Минтимера Шаймиева: "Мы можем, без булдырабыз!".

...Когда Рустам Минниханов завершил традиционный проход к сцене между рядами аплодирующих стоя гостей, обнаружилось, что дыхание у него слегка сбилось. Более того, и узел его безупречного галстука - дымчато-синего в мельчайший горошек - сбился на сторону. Более того, он даже был (не галстук, конечно, а г-н Минниханов) бледнее обычного. Словом, было видно: волнуется. Все-таки - первая инаугурация.

Минтимер Шаймиев сделал все, чтобы поддержать преемника в этот непростой для них обоих момент. Во-первых, он сделал довольно объемный доклад, в котором определил место Татарстана - "один из надежных хребтов России" (похоже, телефильм Леонида Парфенова "Хребет России" вызвал у г-на Шаймиева ревность к Уралу), выразил озабоченность по поводу недопонимания федеральным центром права граждан обучаться на родном языке и, наконец, порекомендовал Рустаму Минниханову руководствоваться заветами великого Тукая ("Жизнь люби, люби народ свой, чти народную мечту...") и "представителя известного татарского рода Николая Карамзина ("Любовь к Отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть").

Остальные выступающие также избегали смущать г-на Минниханова похвалами в его адрес, предпочитая хвалить г-на Шаймиева, как будто того уже не способна была смутить никакая земная суетность. Генсек Организации Исламская конференция Экмеледдин Ихсаноглу даже поцеловал Минтимера Шаймиева в лоб, что вызвало некоторое смятение среди окружающих.

Президентская речь Рустама Минниханова продемонстрировала, что он все-таки продолжает делать акцент на экономику, как поступал и будучи премьером. Он упомянул необходимость не только потреблять, но и производить инновационные технологии. И одну из них произвел, можно сказать, немедленно, заявив, что "малый и средний бизнес должен сформировать в республике средний класс", между тем как первый президент Татарстана прежде говаривал, что средний класс - это те, кто получает среднюю зарплату.

Словом, все выступали столь прогнозируемо, что было непонятно: а перемен-то в Татарстане надо ждать? С этим вопросом я пошла в кулуары, где, как известно, знают все.

..."Захожу к нему: надо бы, мол, то-то и то-то закончить, а он: "Да чего спешить? Работаем, как работали"..." - рассказывает ответственный сотрудник кабмина о недавней встрече с г-ном Миннихановым. Так значит, спрашиваю, текущую работу новый президент оставляет за собой, а нового премьера не будет? "Да вроде будет... Конституцию не изменили и восьмой этаж ремонтируют".

Ну, Конституция у нас не показатель (изменить ее, как выяснилось, дело одного дня: больше не потребовалось, чтобы дать Минтимеру Шаймиеву в новой негосударственной должности госсоветника право законодательной инициативы)... А вот ремонт этажа в кабмине - это серьезно! Говорят даже, будто новый президент не собирается перебираться в Казанский кремль - оставит-де этот музей-заповедник госсоветнику Шаймиеву, а сам останется в привычном административном центре на площади Свободы.

"Будет больше прагматизма, меньше чистой политики", - прогнозирует гендиректор крупной компании, прося на него не ссылаться. Да уж, если руководишь компанией с госкапиталом, хочется, наверное, надеяться на больший прагматизм и держаться подальше от политики...

Попробую опросить политика. Кто тут у нас политики? Говорят, политики - это такие люди, которых избирает народ... Да вот, кажется, как раз такой - глава Челнов Ильдар Халиков, один из влиятельнейших муниципалов. Может, скажет, каких изменений ждать?

- Каждый руководитель отличается от другого, - многообещающе начинает г-н Халиков. - Но вся республика понимает, что вещи, традиционно принятые в ряде других регионов - например, агрессивное гонение, уголовные дела, отъем бизнесов или вынужденный отъезд кого-то за границу, - это не про Татарстан! И одно из достижений Минтимера Шариповича Шаймиева, что в Татарстане существует особая культура в умении передавать власть от одного руководителя региона другому.

- То есть ничего не изменится? - я честно пытаюсь освоить этот глубокий прогноз, но буксую на последней части: не могу вспомнить, когда в Татарстане в последний раз передавали власть...

- Я так не сказал! - опровергает собеседник. И правда политик.

Коллеги, естественно, тоже просеивают толпу приглашенных в поисках того, кто даст прогноз предстоящих перемен. И у них уже крупный улов - чрезвычайно редко в последнее время встречающийся местным журналистам гендиректор КамАЗа Сергей Когогин.

- Ну как власть республики может влиять на одну из крупнейших компаний России... - непринужденно улыбается г-н Когогин.

- Но ведь Минтимер Шарипович, - недоумевает журналист, - добился, чтобы "КамАЗы" закупались для госнужд!

- Мне об этом ничего не известно, - обезоруживающе улыбается г-н Когогин. - Насколько мне известно, это решение принял премьер-министр России.

"Ну а Татарстану, - не могу удержаться я, - какие предстоят изменения?". "Могу уверенно сказать: солнце точно продолжит всходить на востоке!" - широко улыбается г-н Когогин. Ну слава богу, хоть какая-то конкретика.

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Марина ЮДКЕВИЧ