Вечерняя Казань / № 39-40 (3999-4000) / Горячие материалы / Как доживаете, фронтовики?

Не юбилейное

Как доживаете, фронтовики?

До празднования 65-летия Победы осталось чуть больше месяца. В России к этому дню начали готовиться загодя, объявив, что всех ветеранов наконец обеспечат отдельным благоустроенным жильем. Старики поверили, что дожили до светлого дня. И понадеялись, что в новых квартирах встретят праздник. Казалось бы, за месяц до Дня Победы они должны как минимум получить ордера и начать готовиться к переезду...

Только 31 марта к верхнеуслонским 87-летним ветеранам войны - супругам Павлу Ивановичу Богданову и Марии Васильевне Малютиной пришла комиссия из райисполкома выяснять, что, собственно, из благоустройства им требуется. В исполкоме в этот день о них вспомнили не случайно. Накануне Богданов, отчаявшись решить свои вопросы на месте, обмолвился, что поедет в Казань, в газету. С утра пораньше приехал в редакцию, а когда вернулся вместе с корреспондентами "ВК", у ворот его дома на улице Восточной ветерана поджидали местные чиновники.

К этому моменту Павел Иванович рассказал нам, что они с супругой принадлежат к той крошечной, меньше десятка человек, горстке ветеранов в Верхнем Услоне, которые по-настоящему воевали. Он прошел пол-Европы со своим стрелковым корпусом, она была фронтовой связисткой. "Мы не приравненные, - стеснительно пояснил Богданов, имея в виду ветеранов, трудившихся в тылу, которых закон во многих правах и льготах приравнял к фронтовикам. - Нас таких почти не осталось". И, опустив глаза, тихо сказал: "Надо как-то доживать".

Горькое и унизительное слово "доживать" сейчас произносят многие старики. Жили-то они, пока были в силах, иначе - гордо. Павел Иванович с Марией Васильевной не по одной боевой награде имеют. Сразу после войны закончили институты, успели поработать на Колыме (там и встретились), а потом вернулись на родину Богданова. В Верхнеуслонском районе он был и директором совхоза, и директором Печищинского мелькомбината. Жена учительствовала, родила ему двух сыновей (один стал кадровым военным). В начале 60-х годов прошлого века Богданов построил скромный дом. Со временем в дом провели газ, а воду уже не успели - состарились.

Вместе с хозяевами состарился и дом, записанный на Марию Васильевну. А Павел Иванович встал в очередь на положенную ему как ветерану войны благоустроенную квартиру лишь в марте 2005 года. До этого таких, как он, в очередь на жилье не ставили: по социальной норме у них с женой квадратных метров достаточно, а что метры эти без удобств, в расчет не принималось. Сотрудница райисполкома Татьяна Бурдина, представившаяся "ответственной по жилью", сказала корреспонденту "ВК", что Богданов в очереди на квартиру - первый:

- У нас на Печищинском тракте есть ипотечный дом. Один ветеран уже получил в нем квартиру, он стоял в очереди до 2005 года. Тогда ветеранам предоставлялась субсидия. Раньше - в размере 942 тысяч рублей, на социальную норму - 36 квадратных метров. За большую квартиру им приходилось доплачивать примерно двести тысяч, их расписывали на 25 лет. А сейчас я не знаю, как будет решаться вопрос.

Не знает она, и когда Богданов получит квартиру. Может, и нескоро, раз даже порядок предоставления субсидии на жилье ветеранам еще не определен. Что ж, в исполкоме работают люди сравнительно молодые, и время течет для них иначе. В отличие от 87-летних стариков они могут позволить себе подождать.

Год назад, не дождавшись милостей от власти, Павел Иванович провел водопровод до бани. Прокопал, как смог, канаву - на небольшой глубине. В итоге зимой водопровод замерз, и воду ему пришлось носить с улицы, от колонки. Рассказывая об этом, он честно упоминает, что в исполкоме ему как-то предложили провести водопровод, но он отказался. Не потому, что не хотел, а потому, что так предложили: объявили, что не станут тянуть трубы в обход участка через переулок, а выроют траншею в два метра глубиной посреди стариковского огорода. Богданов представил, что останется от грядок, и сказал: "Нет уж, я сам...".

В эту среду члены комиссии - а пришло к ветеранам из исполкома четверо человек - оценили фронт работ в доме Марии Малютиной. Записали: надо поклеить обои, заменить газовый котел с трубами, провести отопление в холодный пристрой к дому, подвести к дому воду (через переулок, а не огород)... Кто-то предложил еще и окна заменить на пластиковые, но другие члены комиссии не согласились, мол, окна и так сохранились неплохо. Прежде чем подписать составленный комиссией акт, Мария Васильевна спросила: "Кто работы выполнять будет, когда?". Чиновники ответили, что пока лишь обследовали дом, а решение о его благоустройстве и о том, кто этим займется, исполком примет позже. Старушка, похоже, так и не поняла, что ей хотели сказать. А ей фактически намекнули: записанные в акте работы совсем не обязательно будут выполнены, исполком еще и отказать может...

- А вот автомобили-то года два или три назад выдавали ветеранам, а мне даже и не сказали ничего, - напомнил было Павел Иванович. - Машины получили тогда даже те, кто не воевал. А кому не автомобиль, так деньгами компенсацию дали, сто тысяч...

- Компенсация очень бы пригодилась, у нас на лекарства много денег уходит, - поддержала его жена.

- Это не к нам, это к соцзащите, - не дала развить тему Татьяна Бурдина.

- Автомобиль-то и мне положен, да я его не прошу, даже не заикаюсь, - вздохнула Мария Васильевна. - Я же понимаю: проблемы у государства, кризис...

Инна СЕРОВА.

P.S. Вчера, обеспокоившись перспективой появления в "ВК" статьи о проблемах услонских ветеранов, в редакцию позвонила руководитель исполкома Верхнеуслонского муниципального образования Марина Мухарлямова. Она сказала, что Богданов лишь недавно встал в очередь на квартиру, что им с женой еще предстоит выбирать, какую именно помощь окажут власти - дадут благоустроенную квартиру или проведут реконструкцию их дома. И подчеркнула: сроки начала работ или предоставления квартиры зависят отнюдь не от местных властей: "На сегодня федеральные целевые средства на это к нам еще не поступили".

Фото Александра ГЕРАСИМОВА.

Инна СЕРОВА