Вечерняя Казань / № 42 (4002) / Горячие материалы / В Татарстане власти недовольны системой. Кадровой

Скамейка запасных

В Татарстане власти недовольны системой. Кадровой

Кадровый резерв татарстанской власти больше, чем у президента России. В "медведевском" списке перспективных управленческих кадров для всей страны пока лишь 600 персоналий, а в республиканском, как сообщил вчера "ВК" и.о. министра экономики РТ Марат Сафиуллин, уже больше тысячи.

Количество, как обычно, радует, но есть вопросы по качеству. С одной стороны, принципы отбора "резервистов" полностью повторяют привычный механизм продвижения по службе, с другой - неожиданная новость: оказывается, татарстанскую власть это не устраивает. "Существующая система построена на многочисленных рекомендациях, как публичных - официальных характеристиках, так и непубличных... а любые рекомендации грешат некоторой субъективностью", - деликатно сформулировал г-н Сафиуллин.

В принципе, "некоторую субъективность" в продвижении кадра по служебной лестнице уже можно считать шагом вперед по сравнению с описанным г-ном Грибоедовым ("Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку - ну как не порадеть родному человечку!")... Но за двести лет хотелось бы продвинуться поболе, а это невозможно, поскольку существующая чиновничья система воспроизводит себя в новых поколениях. Как признался "ВК" и.о. министра экономики, большинство гос- и муниципальных ведомств представили в качестве "резервистов" в основном не перспективную молодежь, а своих действующих сотрудников, что делает кадровый резерв больше похожим на обычную очередь "объективок" на повышение.

Марат Сафиуллин сообщил, что теперь традиционные принципы формирования кадрового резерва татарстанской власти намерены совместить с обучением по Президентской программе подготовки управленческих кадров РФ. В принципе, она рассчитана на подготовку не чиновников, а управленцев для сферы реальной экономики, но зато в процессе такого обучения, соединенного с практикой, есть реальная возможность произвести "деловую диагностику" претендента. Что уменьшает роковую зависимость кадровой политики от "некоторой субъективности" рекомендаций его покровителей.

Президентская программа РФ стартовала в 1997 году (инициатором ее считается тогдашний российский вице-премьер Борис Немцов). В основу был положен опыт по отправке дворянских недорослей на обучение за границу. Кстати, первым, кто испытал на себе подобный опыт в России, ровно тремястами годами раньше стал Петр I, осваивавший за кордоном, как известно, корабельное дело, а затем оказавшийся еще и эффективным госменеджером...

Из современных татарстанских выпускников программы, а за 12 лет их было 1474, за границей обучались лишь 239 - языковой барьер... Но эффективность все равно высока: 67 процентов выпускников по итогам обучения повысили свой должностной статус, а 13 процентов создали собственный бизнес.

Правда, вопрос о степени пригодности даже успешного предпринимателя в сфере госуправления остается открытым. Марат Сафиуллин говорит, что "раньше считал, что нет принципиальной разницы между менеджментом в государственной и негосударственной сферах, а есть разница только между эффективным и неэффективным менеджером". Но российская практика последних лет по привлечению руководителей успешных частных структур к госуправлению дает основания сомневаться в том, что на госслужбе они не будут продвигать свои бизнес-интересы...

- Пока мы не смогли найти, как правильно установить для таких рамки и систему мотивации. Мы не можем, как в Сингапуре, дать ему такую зарплату, которая была бы эквивалентна доходам от бизнеса, или чтобы, если он допустил злоупотребления, было такое общественное порицание, что он просто не смог бы потом жить в этом обществе...

Марина ЮДКЕВИЧ