Вечерняя Казань / № 55 (4015) / Экономика и цены / Не программа буксует, а ВАЗ

Дешевые, но вчера

Не программа буксует, а ВАЗ

За два месяца, прошедших с начала эксперимента по утилизации старых автомобилей, татарстанцы, по данным минпромторга, сдали в утиль 3269 старых автомобилей. А вот новых машин приобрели в обмен на 50-тысячный сертификат на треть меньше - 2316. В основном вазовские машины, которых сегодня в автосалонах катастрофически не хватает.

В Татарстане в эксперименте задействованы 40 дилерских центров и всего четыре предприятия-утилизатора. Но процесс сдачи автохлама работает как часы, а продажа новых автомобилей буксует. Причина на поверхности: автохлам ради 50-тысячной скидки сдают небогатые автолюбители, которым по карману лишь самые дешевые классические "Лады". А запасы "пятерок" с "семерками", переживших два десятилетия покупательского пренебрежения без особых внешних и внутренних изменений, на складах АвтоВАЗа закончились.

Самая большая очередь за машинами - в "КАН-авто": там ожидают часа икс около 2000 человек. За два месяца продано 996 машин, то есть рассосалась ровно треть очереди, на начало марта, по данным минпромторга, насчитывавшей без малого три тысячи желающих купить машину.

В отдельную очередь поставили ветеранов войны, их набралось более 90 человек. Из правительства уже пришла команда всех обеспечить машинами к празднику, так что поступившие от производителя "классики" дилеры прежде всего предлагают им. Но многие ветераны к Дню Победы просто не успевают собрать необходимую на покупку сумму денег. Так что пока машины получили чуть больше половины из них - 55 человек.

До сих пор ситуация на рынке складывалась однозначно в пользу АвтоВАЗа, но недавно "одеяло" потянул на себя его татарстанский конкурент по программе утилизации автохлама - ОАО "Соллерс-Набережные Челны". Как сообщила корреспонденту "ВК" ведущий советник начальника отраслевого управления легкой промышленности минпромторга Наталья Порфирьева, в марте 95 процентов проданных по программе утилизации автохлама машин составляли "Лады", а по данным на 29 апреля, вазовских автомобилей в структуре продаж осталось уже только 85 процентов, и как раз примерно на 10 процентов вырос объем продаж соллерсовских "Фиатов", из которых покупатели предпочитают "Албеа"...

Покупатели, сдавшие автохлам, ждут поступления новых машин в дилерские центры более полутора месяцев (и не только "классику", но и относительно недорогие "Калины"). Как сказал корреспонденту "ВК" замминистра промышленности и торговли РТ Олег Власов, на АвтоВАЗе перебои с поставками объясняют нехваткой комплектующих, которые поставляют смежники, и обещают, что ситуация выправится к середине лета. И попросил успокоить автолюбителей, мол, очередь в любом случае не означает, что может забуксовать сама правительственная программа утилизации автохлама:

- Никаких ограничений нет, проект будет продолжаться и, по нашим сведениям, даже расширится - вполне возможно, что скоро сдавать по программе утилизации разрешат и грузовые автомобили, в том числе и юридическим лицам.

Но есть сила, которая, как считает Власов, способна убить хорошее дело на корню. Реализация продукции АвтоВАЗа на 90 процентов сегодня идет за счет программы утилизации, но в последнее время покупатели, сдавшие автохлам, стали жаловаться, что новые автомобили им предлагают приобрести вовсе не по той цене, что они рассчитывали, изучая прайс-листы в начале марта. А заметно дороже! Официально цены никто не поднимал, но той же "классики" за 149 тысяч рублей, как было вначале, у дилеров уже не найти.

- Цены на автомобили дилеры не поднимали, - уверяет Наталья Порфирьева. - Они фиксированные и не менялись с тех пор, как были вывешены на официальном сайте российского министерства. Но по 149 тысяч рублей шли "пятерки", что называется, из старых запасов, они просто у завода закончились. Кроме того, есть машины в базовой комплектации, есть с дополнительными опциями. И бывает, что человек ждет базовую, а приходит более дорогая модель, и, если он от нее отказывается, авто получает тот, кто стоит в очереди после него, но согласен на такую.

- Производитель, - уточняет Олег Власов, - поставку более дорогих модификаций объясняет тем, что на данный момент закончились дешевые комплектующие, вот и пришлось поставить те, что были... Например, генератор не за 15 тысяч рублей, а за 20.

Но ладно, если бы речь шла о таких деталях, без которых машина не поедет. А порой автомобили приходят просто с дополнительными опциями. С магнитофоном, на котором покупатель, возможно, предпочел бы сэкономить, с более дорогой резиной и т.п. Грешит этими фокусами, говорит замминистра, не только АвтоВАЗ, но и Соллерс...

- Пока это не критично, - считает Власов. - Но если эта практика будет продолжаться, она может завести в тупик всю программу. Поэтому мы будем отслеживать ситуацию и с удорожанием бороться.

Инна СЕРОВА