Вечерняя Казань / № 60 (4020) / Горячие материалы / Когда в товарищах согласья нет
Крутое пике
Когда в товарищах согласья нет
Хозяева - болгарские, самолеты - американские, летчики - татарстанские
Накануне очередного туристического сезона в авиакомпании "Татарстан" могут уволить более 40 инженеров и техников. Учитывая, что уже были сокращены больше 100 человек, обслуживать самолеты в сезон отпусков придется половине состава авиационно-технического комплекса.
Сокращения никак не отразятся на безопасности полетов, заверяет коммерческий директор компании Лазарь Илиев, потому что специалисты, которые подлежат увольнению, обслуживают советскую технику, а рейсы авиакомпании выполняются в основном на "Боингах".
- Да, по совету болгарских консультантов мы начали летать на "Боингах", - говорит председатель профсоюза инженерно-технической службы авиакомпании "Татарстан" Михаил Панфилов. - Только теперь выяснилось, что и консультантам этим, и их "Боингам" инженеры и техники из Татарстана не нужны. А может, это консультанты с "Боингами" не нужны Татарстану?
Болгарскими консультантами в авиакомпании называют представителей фирмы "Химимпорт". Несколько лет назад они подписали договор с нашим правительством и, получив 100-процентный пакет акций ОАО "Татарстан-Авиа", обещали взамен реконструировать аэропорт и обновить парк самолетов: построить терминалы, гостиницы, ангары, широкие взлетные полосы и удобный паркинг на территории аэропорта "Казань". Выполнить работы должны были на сумму 9 миллиардов рублей к 2012 году. И получить с помощью болгарских коллег целых 15 штук иностранных авиалайнеров к 2011 году.
- Только болгарские планы почему-то никак не осуществляются, а все время только рушатся, - шутят в профсоюзе, - строительство в аэропорту начали только что. А "Боингов" взяли только пять, да и то 18-летних. Хороша болгарская модернизация: поменять старые советские самолеты на старые американские.
Болгарская компания осуществляет экономическую политику в авиакомпании: рассчитывает, куда летать татарстанским летчикам и за сколько. Она же предоставляет самолеты: пять "классических" "Боингов". Правда, в сублизинг, то есть как бы дает напрокат то, что сама взяла напрокат. За это раз в месяц берет с авиакомпании около восьмисот тысяч долларов, говорит Михаил Панфилов. И это сильно огорчает местные профсоюзы.
- Полет на "Боинге" обходится дороже стоимости билета, - говорит лидер профсоюза. - Поэтому мы каждый месяц теряем по 17 - 20 миллионов рублей. Но продолжаем летать на них. И платим болгарам за лизинг. Деньги болгары берут строго и регулярно. И таможенники тоже. И продавцы горючего, и ремонтники. Потому у них у всех дела идут отлично. И только у нас одних плохо: сколько ни летай, а прибыли республике все нет. И зачем нам нужны такие самолеты? Зачем нам такие консультанты?
Раздражаясь по поводу американских "Боингов", взятых в сублизинг у болгар, представители инженерно-технической службы профсоюза авиакомпании с грустью вспоминают проект, "перекрытый" правительством России. Несколько лет назад наши летчики и техники получили документы, которые разрешали купить и эксплуатировать канадские самолеты CRJ-900. По словам Михаила Панфилова, будучи совершенно новыми, они стоили не дороже проката старых "Боингов", могли быть собственностью Татарстана и давали авиакомпании шанс заработать. Только российское правительство не сертифицировало канадский самолет: хотело наладить выпуск аналогичного русского - под названием "Сухой-суперджет" и боялось конкуренции. Но не наладило. Так оба проекта и "зависли". Татарстанцам пришлось искать инвесторов. Согласились только болгары.
- Из кресла пилота или с рабочего места техника и ситуации, и их решения, наверное, выглядят очень простыми, - комментирует ситуацию коммерческий директор авиакомпании "Татарстан" Лазарь Илиев. - Только в жизни все сложнее. Уверяю вас, что болгары вложили больше, чем получают отдачи. Но не бросили работу. Потому что верят в перспективу. В то, что близлежащие республики будут летать не через Москву, а через Казань, да еще и ремонтироваться тут же. Если нужна "экономика", то у нас выросла "эффективность одного кресла". Это означает, что и летать мы стали больше, и зарабатывать.
Лазарь Илиев - сын крупного болгарского бизнесмена, уже в 18 лет публиковал в русскоязычной болгарской газете статьи о политике и экономике, закончил Институт международных отношений и учился экономике в одном из университетов Германии. "Авиация - это бизнес, - говорит он, - и эмоции здесь ни при чем". Это касается и увольнений, которые, на его взгляд, оправданны и целесообразны.
- Кого-то уволили. Но массу татарстанских специалистов переобучили, - говорит болгарин. - Теперь они могут работать по европейскому стандарту. Поэтому мы и получим в этом году два самых важных международных сертификата, без которых европейцы - потенциальные партнеры - даже не смотрели в нашу сторону.
На экономические выкладки болгарских коллег техники смотрят скептически, ведь по договору консультанты не несут ответственности за свои решения, даже если они будут "неверными". Некоторые даже считают, что контракт с ними надо разорвать прямо сейчас.
- Это "благополучие" очень зыбко и ненадежно, - считает Михаил Панфилов, - а что будет в 2014 году, когда у болгар закончится с нами контракт? Получат все выплаты по лизингу и уйдут вместе со своими "Боингами"? А с чем останемся мы - только с долгами? Своих самолетов нет, инженеров и техников поувольняли. Компанию пустят по миру, обанкротят?
Технические работники авиакомпании подыскивают себе работу: кто балконы обшивать, кто плитку класть. В самое ближайшее время бугульминская компания "Ак Барс-авиа" хочет начать летать на самолете той же канадской фирмы, с которой не получилось у казанцев, только на другой модели. Билеты на него обещают быть такими дешевыми, что, по прогнозам профсоюзов, на "Боингах" авиакомпании "Татарстан" пассажиры летать перестанут. В авиакомпании боятся, что тогда они могут и вовсе остаться ни с чем.
Фото www.bckhimki.ru.
Айгуль ШАРАФИЕВА